Эксперты оценили перемены в подписанной Путиным стратегии нацбезопасности
Новая редакция стратегии национальной безопасности России, которую в субботу утвердил президент Владимир Путин, отражает изменения, которые произошли в России и в мире со времени подписания предыдущей версии стратегии, считают опрошенные РБК эксперты. В ней есть указание на проблемы в киберсфере, на развитие в России производства вакцин и современное состояние военно-политической ситуации.
В документе к национальным интересам причислены сбережение народа, защита конституционного строя, суверенитета и независимости, развитие безопасного информационного пространства, укрепление традиционных ценностей, поддержание стратегической стабильности.
В числе стратегических приоритетов значатся сбережение народа России, обороны страны, государственная и общественная безопасность, экономическая безопасность, защита традиционных ценностей, культуры и исторической памяти.
Основными задачами в области обеспечения государственной и общественной безопасности названы недопущение вмешательства во внутренние дела, безопасность проводимых в стране мероприятий, защита и охрана госграницы, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам и другие.
Эксперты, с которыми поговорил РБК, указывают на то, что в документе отражены изменения, произошедшие с 2015 года, когда была подписана предыдущая версия стратегии.
«Прежде всего, следует отметить, что это системный документ, который требует постоянного обновления. Он как раз и характеризует ту динамику жизни и складывающихся сейчас векторов, прежде всего, национальных интересов и приоритетов, — указывает заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В.Плеханова, эксперт Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин. — Особенностью нынешней версии документа является, например, пункт о сбережении народа. Об этом давно речь идет, и сам президент неоднократно говорил. Проблема, которая поднимается нашими и зарубежными экспертами — проблема демографии».
Директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин в свою очередь указывает на то, что в обновленной стратегии сформулирована взаимосвязь между вопросами безопасности и социально-экономического развития. По его словам, этот момент в документе прописан «совершенно определенно». «Безопасность без социально-экономического развития бессмысленна», — заявил он.
Кроме того, обращает внимание Подберезкин, в обновленной стратегии «впервые выпукло отмечена система национальных ценностей или нравственных, нравственно-духовных ценностей».
Также отдельным приоритетом обозначено «идеологическое лидерство, которое необходимо в мире», подчеркивает он. «Это тот самый ресурс, который был в свое время у Советского Союза и которого мы потом сами в РФ лишились добровольно», — считает собеседник РБК.
«Мне понравилась в стратегии более определенная характеристика развития современного этапа военно-политической ситуации, — продолжает директор Центра военно-политических исследований МГИМО. — Там сформулировано это как «геополитические изменения негативного плана», это формулировка достаточно абстрактная, но в том числе развитие современного сценария в военно-политической обстановке — тревожный момент, о котором отчетливо в стратегии говорится».
Андрей Кошкин считает важным отметить, что в обновленной стратегии Россия позиционируется как государство, способное проводить эффективные научные, в частности фармакологические, разработки. «У нас есть потенциал мирового уровня, мы показали всему миру, что мы в состоянии разработать вакцину против новой коронавирусной инфекции, которая не уступает вакцинам других государств, безопасна, надежна. Здесь [в документе] ставится стратегический приоритет, который поможет поднять России свой статус как державы, которая имеет сильные исторические корни и потенциал в фундаментальной медицине», — подчеркивает эксперт.
Не менее важным вопросом является вопрос безопасности в киберпространстве. Кошкин отмечает, что эта сфера вызывает разногласия в отношениях между США и Россией. «Да и в целом в мире назрела проблема создания наднациональных регулирующих органов. Мы находимся в ситуации постоянных кибератак и обвинений в этой плоскости, так что, конечно же, это национальный приоритет», — пояснил он.
«Как и в прежней стратегии, [в варианте 2021 года] не хватает механизмов реализации, — полагает Подберезкин. — В этой редакции подчеркивается, что стратегия национальной безопасности является базовым документом для других стратегий и концепций. При этом механизмов реализации нет, не считая ежегодного отчета секретаря Совета безопасности о состоянии безопасности в РФ. Конечно, там говорится, что государственные и общественные институты должны руководствоваться стратегией, но каким образом это должно контролироваться, в общем, в стратегии не описывается».