Новый план Путина: о чем на самом деле договорились Украина и Россия
Казус с договоренностями
Владимир Путин и Петр Порошенко достигли «договоренности о постоянном прекращении огня на Донбассе», сообщил в среду утром сайт президента Украины. За формулировку, подразумевающую, что Россия является стороной конфликта, пришлось оправдываться пресс-секретарю российского президента Дмитрию Пескову, который в интервью «Коммерсантъ FM» заявил, что речь шла не о «договоренности о прекращении огня», а о «конкретных шагах, которые способствовали бы прекращению огня между ополченцами и украинскими войсками».
В итоге формулировку на сайте Порошенко поправили на «договоренность о режиме прекращения огня на Донбассе». Точки зрения президентов «о возможных путях выхода из кризисной ситуации в значительной степени совпадают», — сообщил официальный Кремль.
Мирный план Путина
Днем Владимир Путин изложил журналистам в Монголии подробности своего мирного плана, который он обсуждал с Порошенко. План включает в себя семь пунктов — прекращение наступления ополченцев, отвод украинских силовиков от населенных пунктов, международный контроль в зоне конфликта, исключение использования боевой авиации и обмен пленными в формате «всех на всех», открытие гуманитарных коридоров, а также восстановление инфраструктуры в разрушенных городах и селах. Окончательные договоренности могли бы быть достигнуты и закреплены в ходе встречи трехсторонней контактной группы 5 сентября, сказал Путин.
Как объясняет человек, близкий к кремлевской администрации, на встречах в Минске — многостороннем саммите и переговорах контактной группы — а также в ходе телефонного разговора Путина и Порошенко был достигнут определенный прогресс. По его словам, Порошенко действительно готов объявить о прекращении огня, а Путин мог бы, публично или косвенно, призвать ополченцев прекратить огонь со своей стороны. Они это сделают, уверен собеседник РБК, но, возможно, с нюансами, выдвинув дополнительные условия. Так было после договоренности о гуманитарном коридоре для вывода украинских войск из котла под Иловайском: Путин призвал ополченцев к предоставлению коридоров безо всяких условий, но те настояли, чтобы украинцы выходили без военной техники. Возможно, сейчас тоже будут особые требования — например, вывод войск на определенное расстояние от территорий, подконтрольных ДНР и ЛНР.
После прекращения огня стороны смогут начать предметные переговоры о статусе этих территорий, вероятнее всего, они не будут простыми и быстрыми, продолжает собеседник РБК, близкий к Кремлю. Он признает, что в руководстве ополчения нет единого мнения о том, должны ли они остаться в составе Украины и в каком статусе — есть сторонники как более жесткой, так и более мягкой позиций. Но главное, подчеркивает собеседник РБК, нет единой позиции и в руководстве самой Украины, там также есть непримиримые сторонники продолжения войны. Отсюда и появление с разницей в полчаса разных заявлений по поводу режима прекращения огня, отмечает собеседник РБК. Кроме того, даже если такое решение будет принято, не факт, что Порошенко сможет обеспечить его выполнение со стороны вооруженных формирований, финансируемых олигархами. С другой стороны, у Киева нет другого выхода: воевать сейчас некому, лучшие силы разгромлены, оставшиеся – значительно потрепаны, нарастает дезертирство, указывает человек, близкий к Кремлю.
Пресс-секретарь Порошенко Святослав Цеголко и полномочный представитель президента Украины по мирному урегулированию в Донбассе Ирина Геращенко отказались комментировать РБК договоренности.
Семь шагов Путина
Для прекращения кровопролития и стабилизации обстановки на юго-востоке Украины необходимо:
- Прекратить активные наступательные операции вооруженных сил, вооруженных формирований ополчения юго-востока Украины на донецком и луганском направлениях.
- Отвести вооруженные подразделения силовых структур Украины на расстояние, исключающее возможность обстрела населенных пунктов артиллерией и всеми видами систем залпового огня.
- Предусмотреть осуществление полноценного и объективного международного контроля за соблюдением условий прекращения огня.
- Исключить применение боевой авиации против мирных граждан и населенных пунктов в зоне конфликта.
- Организовать обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий.
- Открыть гуманитарные коридоры для передвижения беженцев и доставки гуманитарных грузов в города и другие населенные пункты Донецкой и Луганской областей.
- Обеспечить возможность направления в пострадавшие населенные пункты Донбасса ремонтных бригад для восстановления разрушенных объектов социальной и жизнеобеспечивающей инфраструктуры.
(По сообщению Интерфакса, президент России Владимир Путин «набросал» этот план в ходе своего перелета в Монголию 3 сентября.)
Реакция ополченцев
Ополченцы заявили о том, что готовы пойти на перемирие лишь при оставлении украинскими войсками территории Донбасса. Для двустороннего прекращения огня «вооруженные силы Украины и Национальная гвардия должны покинуть территорию Новороссии», а добровольческие батальоны должны быть распущены, заявил РБК спикер парламента самопровозглашенной Новороссии Олег Царев. «Сначала мы должны убедиться в том, что Киев отдал приказ о прекращении огня и обеспечил его исполнение <…> В прошлый раз объявление о прекращении огня было использовано Киевом для перегруппировки сил и последующего наступления на ополчение Новороссии», — говорит он.
После объявления мирного плана Путина ополченцы выдвинули дополнительное условие — на переговоры с ними должен прибыть лично Порошенко, заявил «Коммерсантъ FM» председатель Верховного совета ДНР Борис Литвинов. Он также объявил, что Украина должна будет признать ДНР и ЛНР в качестве независимых государств. «Это самостоятельные государства, которые выстраивают свои теснейшие отношения с Евразийским экономическим сообществом, <…> со своим парламентом, со всей государственной структурой, возможно, даже на каком-то этапе с собственной валютой», — заявил он.
Причины перемирия
За последние дни ополченцы «соединили воедино отдельные разрозненные очаги сопротивления», которые образовались в ходе наступления украинской армии после предыдущего перемирия, когда силовикам удалось почти окружить Донецк и Луганск, сказал РБК украинский военный эксперт Константин Машовец. Сказалось и наступление на Новоазовск, говорит он.
В результате «отхода украинских войск в рамках проводимой перегруппировки, российско-террористические войска взяли под контроль фактически весь юг Луганской области, далее перебрасывая подразделения в район н.п. Луганск и проводя наступательные действия на севере Луганской области», — написал в «фейсбуке» руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук. Российские МИД и Минобороны неоднократно опровергали непосредственное участие российских войск в конфликте на Украине.
Ранее в ночь на 1 сентября ополчению самопровозглашенной Луганской народной республики удалось занять аэропорт Луганска, разблокировав город с юга. Несколькими днями ранее ополченцам самопровозглашенной ДНР и, как считает украинская сторона, российским войскам удалось создать несколько колец окружения передовых украинских войск южнее Донецка. В плен попали более 680 человек, оценивал число потерь на этом направлении украинской армии руководитель Центра по обмену пленных Владимир Рубан. Общее количество погибших и раненых в окружении не озвучивалось, за 1 и 2 сентября в морги Запорожья поступили 87 тел военнослужащих, погибших под Иловайском, сообщил агентству Интерфакс-Украина заместитель военного комиссара Запорожской области Михаил Логвинов.
Перемирие временно
Если Украина намерена бороться за Донбасс, перемирие может быть только временным, считает Тымчук. Если наступательные действия против украинской армии прекратятся, это будет лишь свидетельством того, что Москва переходит к этапу «легализации» ДНР и ЛНР как марионеточных квазигосударственных формирований под управлением России, написал он.
Мнения о том, что перемирие будет не более чем временным, придерживается и украинский военный эксперт Константин Машовец. Перемирие выгодно обеим воюющим сторонам, поскольку позволит им попытаться восстановить боеспособность, однако «причины, приведшие к возникновению конфликта, никуда не исчезли», говорит Машовец.
Позиция России заключается в том, что перемирие должно быть постоянным и включать в себя полную амнистию, сказал ИТАР-ТАСС постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин. Временное перемирие «уже один раз было», оно лишь «дает возможность перегруппировки сторон для продолжения военных действий. Такая передышка не нужна, нужно субстантивное, настоящее, полное прекращение огня», — сказал он.
Веры в договоренности нет
Мнения о том, что противоречия внутри украинских политических элит могут привести к невыполнению договоренностей Киевом, придерживается и зампред комитета Совета федерации по международным делам Андрей Климов. На Украине есть «партия войны», которая не подчиняется Порошенко, и нет гарантий, что он не пойдет у нее на поводу, заявил РБК сенатор.
Глава комитета по делам СНГ Леонид Слуцкий считает, что верить планам Порошенко пока не стоит. «Пока не факт, что это будет на практике», — прокомментировал он РБК договоренность о прекращении огня на юго-востоке Украины. Нужно учитывать, что позиция украинского руководства часто меняется, сказал депутат-единоросс Михаил Старшинов. По его мнению, Порошенко согласился прекратить огонь, потому что у Украины нет возможности решить проблему: «армию развалили, военной техники нет», поясняет депутат.
В плане Путина есть пункты, по которым с Киевом можно вести диалог, но есть положения, которые могут быть использованы российской стороной для закрепления оккупационного статуса на территориях юго-востока, говорит украинский политолог Алексей Гарань. Ремонтные бригады могут стать своеобразным узакониванием присутствия российских сил на украинской территории, гуманитарная помощь необходима, но при сопровождении первого гуманитарного конвоя Россия нарушила международное право, ввезя грузы через неконтролируемый украинскими властями пограничный переход, говорит Гарань. Пункт об обмене пленными сформулирован интересно, но попадет ли в него Надежда Савченко и режиссер Олег Сенцов, пока неизвестно, замечает Гарань. После объявления плана Путина последуют интенсивные дипломатические торги, на саммите НАТО в Уэльсе, на саммите ЕС в Брюсселе, говорит Гарань.
Путин сделал рациональное предложение, которое демонстрирует позицию России как честного брокера, но оно не будет работать, потому что у украинской стороны другая мотивация: цель остановить конфликт вторична по отношению к желанию обеспечить бизнес-интересы украинских игроков, уверен российский политолог Евгений Минченко.
Пока никаких шагов по прекращению огня не предпринято, наблюдается информационная игра вокруг диалога двух президентов, в котором каждый из них отстаивает свои интересы: Путин стремится продемонстрировать, что он ведет диалог с Порошенко, в преддверии очередного витка санкций со стороны Евросоюза, а Порошенко демонстрирует западным партнерам приверженность переговорному процессу, считает украинский политолог Евгений Магда. В этой войне интерпретаций Порошенко будет сложно победить, потому что значительная часть украинского общества встретит сообщения о мирных шагах президента негативно, говорит Магда.
Первое перемирие
Предыдущее прекращение огня в соответствии с мирным планом президента Порошенко вступило в силу 20 июня. План предусматривал гарантии безопасности для всех участников переговоров, освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие, освобождение заложников, создание 10 км буферной зоны на границе России и Украины и вывод всех «незаконных вооруженных формирований», разоружение, возобновление работы местных органов власти, децентрализацию власти, досрочные местные и парламентские выборы и др. Украинская сторона прекратила огонь в одностороннем порядке.
Перемирие длилось 10 дней, на протяжении этого времени боевые действия не затихали: украинские войска и ополченцы не проводили масштабных операций, но фактически ведение огня между противниками не прекращалось. Первого июля президент Украины объявил о возобновлении силовой операции.
Заявления Обамы по поводу прекращения огня на юго-востоке Украины:
«Мы всегда поддерживали президента Порошенко в его усилиях добиться устойчивого прекращения огня, которое открыло бы путь к политическому урегулированию ситуации на Украине. Но до сих пор из этого ничего не получалось: либо потому, что Россия не принимала его предложения всерьез, либо потому, что она делала вид, будто не контролирует сепаратистов; а сепаратисты всякий раз, как им предоставлялась удобная возможность, нарушали условия прекращения огня. С точки зрения действий [России], мы наблюдали агрессию и призывы к националистическим чувствам — что, учитывая историю Европы, крайне опасно и не может не вызывать беспокойства. Никакое реальное политическое урегулирование невозможно, если Россия продолжит посылать в зону конфликта танки, войска и оружие, а также советников, которые маскируются под местных сепаратистов. Лишь тогда урегулирование будет устойчивым, когда Украина вернет себе свою территорию и суверенный контроль над ней».
(Из выступления президента США Барака Обамы на пресс-конференции в Таллине 3 сентября, цитаты по Reuters)
Как проходили переговоры ранее
17 апреля в Женеве состоялись четырехсторонние переговоры с участием госсекретаря США Джона Керри, главы МИД РФ Сергея Лаврова, и.о. главы МИД Украины Андрея Дещицы и еврокомиссара Кэтрин Эштон. По итогам встречи принято решение о деэскалации конфликта на Украине. Принятое заявление предполагало прекращение огня, разоружение незаконных вооруженных формирований, освобождение занятых зданий и амнистию для все, кроме виновных в тяжких преступлениях. Тогда же было заявлено о формировании специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Участники переговоров говорили о необходимости начала конституционного процесса на Украине с учетом интересов всех регионов. Достигнутые договоренности не соблюдались, обвиняли друг друга стороны.
Владимир Путин и Петр Порошенко впервые встретились 6 июня в Нормандии. Встреча была краткой, около 10 минут. На следующий день, 7 июня, Порошенко вступил в должность президента и представил свой мирный план. А уже 8 июня прошли первые переговоры в формате контактной группы по Украине в Киеве. Участники предпочитают называть их не переговорами, а консультациями. В первой встрече приняли участие: от Украины — Павел Климкин, занимавший тогда пост посла Украины в Германии, от России — посол на Украине Михаил Зурабов, от ОБСЕ — специальный представитель Хайди Тальявини. После назначения Климкина министром иностранных дел Украины его место в группе занял второй президент Украины Леонид Кучма. 12 июня Порошенко проинформировал Путина о своем мирном плане в телефонном разговоре. Телефонные переговоры президентов России и Украины также проходили 17, 19 и 25 июня.
Второй раунд переговоров прошел в Донецке 27 июня. На нем Россию и Украину представляли Зурабов и Кучма, ОБСЕ — Тальявини, также участвовали лидер общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук и депутат парламента Украины Нестор Шуфрич, самопровозглашенную Донецкую народную республику представляли Олег Царев и Александр Бородай. После переговоров 29 июня последовала телефонная конференция Путина и Порошенко с участием канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда.
1 июля Порошенко объявил о продолжении антитеррористической операции, после этого разговора контактов у Путина и Порошенко не было. Руководители их администраций встретились в Сочи 15 августа, они обсуждали возобновление международных переговоров по Украине. 22 августа у них состоялся телефонный разговор. Сергей Иванов и Борис Ложкин заявили о недопустимости провокаций в ходе продвижения российского гуманитарного конвоя, передала содержание разговора пресс-служба Кремля.
Переговоры контактной группы возобновились в июле. 31 июля в Минске прошла встреча, на которой ДНР представлял вице-премьер Андрей Пургин. В основном речь шла об организации расследования и допуска экспертов на место крушения малайзийского лайнера над контролировавшейся ополченцами территории. После этой встречи переговоры прервались и возобновились только после прошедшего в Минске 26 августа саммита Украины, России и Европейского союза. На этом саммите состоялась вторая личная встреча Порошенко и Путина. Переговоры лидеров в двустороннем формате продолжались более двух часов.
На минской встрече президенты поддержали возобновление переговоров. Контактная группа встретилась 1 сентября в белорусской столице, представители ДНР и ЛНР представили свои предварительные требования. Переговоры должны быть продолжены в пятницу, 5 сентября.