Перейти к основному контенту
Катастрофа самолета Пригожина ,  
0 
Эксклюзив

Как расследуют катастрофу самолета Евгения Пригожина

Как ведется расследование причин катастрофы самолета Пригожина и почему МАК не принимает в нем участия — разбирался РБК
Фото: Марина Лисцева / Reuters
Фото: Марина Лисцева / Reuters

Через пару часов после первых сообщений о крушении самолета Пригожина в Росавиации заявили, что в ведомстве создана комиссия, которая уже приступила к расследованию обстоятельств и причин этой катастрофы. А в Следственном комитете (СК) сообщили о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и воздушного транспорта).

Начиная с 24 августа Росавиация и СК не делали официальных заявлений об обстоятельствах крушения бизнес-джета. Вокруг катастрофы «много спекуляций», необходимо дождаться фактов, заявил 25 августа пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков и опроверг сообщения западных СМИ о возможной причастности Кремля к гибели Пригожина. 30 августа в числе возможных причин крушения самолета Песков назвал «преднамеренное злодеяние».

Как будет вестись расследование причин катастрофы самолета Пригожина — разбирался РБК.

Кто был на борту

Самолет Embraer Legacy 600 (регистрационный номер RA-02795) авиакомпании «МНТ-Аэро» потерпел катастрофу в Тверской области вечером 23 августа после вылета из аэропорта Шереметьево. На борту бизнес-джета находились десять человек, включая Пригожина, командира ЧВК «Вагнер» Дмитрия Уткина и трех членов экипажа. Президент Владимир Путин назвал катастрофу трагедией, а самого Пригожина — человеком «сложной судьбы», но талантливым бизнесменом.

Крушение бизнес-джета произошло спустя два месяца после «марша справедливости» на Москву, который объявил Пригожин в конце июня. Тогда ФСБ возбудила дело о призыве к мятежу, но его закрыли после переговоров с участием президента Белоруссии Александра Лукашенко. 24 июня Путин сравнил действия Пригожина с ударом в спину и 1917 годом. Бизнесмена похоронили в Санкт-Петербурге 29 августа, церемония прошла в закрытом формате. Сотрудник кладбища заявил, что родственники «просили это дело не афишировать».

Кто расследует крушение

Расследование уголовного дела о гибели людей, летевших на бизнес-джете Пригожина, поручили следователю Главного управления по расследованию особо важных дел СК Ивану Сибуле. Он занимался громкими делами о крушениях самолетов, в том числе авиакатастрофой в аэропорту Внуково в 2014 году, в которой погиб глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери, и катастрофой самолета Superjet 100 в Шереметьево в 2019-м. В обоих случаях расследованием причин этих происшествий занимался Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Именно он сформировал комиссию, в том числе с учетом положений конвенции Международной организации гражданской авиации (ICAO).

Именно МАК занимается организацией процесса расследования авиапроисшествий на территории России, следует из правительственного постановления 1998 года. Этим документом утверждены правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами. Но в комитете 30 августа сообщили, что он не проводит расследование катастрофы бизнес-джета. Представители МАКа не входят в комиссию Росавиации, утверждает источник РБК, близкий к комитету.

МАК заявил, что не занимается расследованием крушения самолета Пригожина
Политика
Фрагмент частного самолёта Embraer Legacy, село Куженкино, Тверская область, 24 августа 2023 г.

Следственный комитет в рамках своего расследования катастрофы ищет виновных, Росавиация — причину авиационного происшествия, указывает адвокат Игорь Трунов, который участвовал в рассмотрении 15 дел о крушениях самолетов, в том числе лайнера Airbus A321 над Синайским полуостровом в 2015 году в результате теракта. «При этом оба ведомства проводят летную экспертизу, получают результаты «черных ящиков», проводят анализ частей самолета и др. Если есть наличие взрывчатки, СК проводит взрывотехнические экспертизы», — поясняет он. Но сравнивать значимость двух расследований неуместно, замечает юрист: важно разобраться и с причинами авиакатастрофы, и наказать виновных. «Однако для суда приоритетнее расследование СК, потому что расследование авиавластей не может фигурировать как доказательство. На него можно ссылаться в части каких-то нюансов», — говорит Трунов. Первостепенное значение для суда будет иметь именно следствие по уголовному делу, так как авиационные власти не наделены полномочиями признавать потерпевшими кого-либо, соглашается партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов.

Почему расследованием занялась Росавиация

При расследовании авиационных происшествий важно, чтобы орган, сформировавший комиссию, был беспристрастным, а также имел возможность проводить работу независимо, говорит авиационный эксперт Григорий Померанцев. МАК полностью соответствует этой роли для расследования авиапроисшествий: комитет располагает всеми компетенциями и необходимыми экспертами с узкоспециализированными знаниями, полагает он.

Ранее Росавиация хотела взять на себя функцию расследовательского органа, напоминает основатель сервиса по безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. В 2020 году Минтранс разработал соответствующий проект новых правил. РБК обратился за комментариями в пресс-службы кабмина и Минтранса.

МАК в отчете о посадке лайнера на кукурузное поле назвал ошибки пилотов
Общество
Демонтаж самолёта Airbus A321 авиакомпании «Уральские авиалинии», Московская область, 21 августа 2019 г.

Среди возможных причин, почему комиссию по расследованию причин крушения сформировала Росавиация, Трунов называет особенность пассажиров разбившегося бизнес-джета. «На борту были люди, которые постоянно при оружии. В аэропорту их, конечно, не проверяли и не просили сдать все предметы, запрещенные к провозу на борту», — допускает он. При этом по первым смывам, которые делаются после катастрофы, становится ясно, была ли взрывчатка, если да, то какая, снаружи или внутри. «Возможно, за первые два часа все стало ясно, и встал вопрос, при чем тут МАК. <...> То есть вывод [о причинах катастрофы] мог быть очевиден изначально, поэтому МАК не привлекли», — сказал адвокат.

Почему Россия отказалась от участия иностранцев

Постановление правительства, касающееся расследования авиационных происшествий, разработано с учетом стандартов и рекомендаций Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Но после начала специальной военной операции России на Украине против российской авиаотрасли были введены международные санкции, к примеру, сделавшие невозможными поставку самолетов, запчастей, полеты российских авиакомпаний в ЕС и другие страны. На этом фоне ICAO сначала заявила о «существенных опасениях» в сфере безопасности полетов российской гражданской авиации, а потом Россию не переизбрали в совет организации.

В соответствии с Чикагской конвенцией представители государства — изготовителя воздушного судна имеют право участвовать в расследовании авиапроисшествий, говорил в феврале 2023 года РБК руководитель Росавиации Александр Нерадько, отвечая на вопрос о готовности западных авиапроизводителей в условиях санкций к сотрудничеству в случае возможных катастроф в России. «[Но] право — это не обязанность. Они могут воспользоваться своим правом, а могут не воспользоваться. Я за них не могу сказать. Но предполагаю, что воспользуются, потому что это репутация», — отметил он.

В бразильском центре по исследованию и предотвращению авиационных происшествий CENIPA (в этой стране был произведен разбившийся самолет Embraer) сначала говорили о готовности присоединиться к расследованию катастрофы, если будет приглашение Москвы, а следствие будет идти в соответствии с международными правилами. Но уже 30 августа там заявили, что Россия пока решила самостоятельно расследовать причину катастрофы. По Чикагской конвенции регулирование воздушного транспорта, включая надзор за безопасностью полетов, является строгой и исключительной обязанностью суверенного государства, сообщил РБК представитель ICAO Уильям Райллант-Кларк, отказавшись комментировать вопросы обмена информацией между Россией и Бразилией, так как эта тема выходит за рамки мандата организации.

Россия отказалась допустить Бразилию к расследованию гибели Пригожина
Политика
Фото:Reuters

«Данный случай — экстраординарный ввиду политической подоплеки, каковым является также и решение не проводить расследование в международном формате», — замечает Померанцев. По словам авиационного эксперта Юрия Пригородова, порядок использования расследовательского стандарта ICAO определяется правительством России, тем более в случае авиапроисшествия на внутренних авиалиниях. Решение не проводить расследование в международном формате принято на фоне опубликованного ранее официального заявления Embraer о том, что компания-производитель прекратила обслуживать этот конкретный самолет в 2019 году из-за санкций, обращает внимание Померанцев. «Очевидно, было бы абсурдным участие в расследовании катастрофы специалистов компании, отказавшейся по политическим мотивам обслуживать конкретно этот самолет уже на протяжении нескольких лет», — полагает он.

К таким расследованиям, как правило, привлекают производителя воздушного судна, потому что он может знать тонкости и нюансы работы систем, которые не отражены в документах, например в руководстве по полетной эксплуатации и техническому обслуживанию, говорит вице-президент профсоюза летного состава России Олег Буленков. В обычной ситуации участие специалистов Embraer было бы важным и необходимым для получения более полных, объективных результатов, соглашается Померанцев. Но техническое состояние самолета не будет иметь решающего значения для расследователей, если причиной крушения будет признан теракт, замечает Дмитрий Горбунов.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения для семей с детьми

Видовые квартиры в высотных башнях

Варианты с мебелью и встроенной техникой

Авторы
Теги
Персоны
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 22 ноября
EUR ЦБ: 106,08 (+0,27)
Инвестиции, 17:35
Курс доллара на 22 ноября
USD ЦБ: 100,68 (+0,46)
Инвестиции, 17:35
Стратегии инвестирования: долго и короткоРБК и ПСБ, 18:10
Тренд на сохранение: как большие компании удерживают сотрудниковОтрасли, 18:10
Глава IIHF допустил, что Овечкин так и не сможет побить рекорд ГретцкиСпорт, 18:09
Дума одобрила в 1-м чтении проект о возможности скрывать запросы в ЕГРННедвижимость, 18:03
«МегаФон» сообщил о росте подключенных устройств умного дома в два разаПресс-релиз, 17:58
Как туристические инвестпроекты становятся точками роста для регионовОтрасли, 17:55
Биткоин по $100 тыс. и выше. Какова ситуация в ставках на PolymarketКрипто, 17:53
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
ЦБ повысил официальные курсы доллара США и евроИнвестиции, 17:51
Какие решения обеспечат промышленную безопасностьОтрасли, 17:49
Как нефтегазовый сектор приобретает цифровую независимостьОтрасли, 17:48
Маск пообещал сократить выделение США международных грантов при ТрампеПолитика, 17:43
Залужный о третьей мировой войне: «Добро пожаловать — она началась»Политика, 17:42
Боррель назвал обязательными ордера МУС на Нетаньяху и ГалантаПолитика, 17:39
Силовики пришли с обысками домой к генпродюсеру KIONОбщество, 17:38