Медведев решил дать денег на памятники жертвам репрессий
Правительственный законопроект за подписью премьера Дмитрия Медведева с поправками в закон «О реабилитации жертв политических репрессий», закон «О некоммерческих организациях» и закон «Об объектах культурного наследия» во вторник был внесен в Госдуму.
Авторы инициативы предлагают дополнить список социально ориентированных НКО, которые получают поддержку от Минэкономразвития, и включить в него организации, которые занимаются «увековечиванием памяти жертв политических репрессий». Сейчас такие НКО имеют право на получение президентских грантов.
Авторы проекта предлагают обязать федеральную и региональную власти и органы местного самоуправления поддерживать деятельность подобных НКО, а также заниматься благоустройством мест захоронений. Кроме того, на органы местного самоуправления будет возложена обязанность включать обнаруженные массовые захоронения в реестры культурного наследия.
Как следует из пояснительной записки, законопроект был разработан во исполнение поручения президента от декабря 2014 года. Во время октябрьской встречи с членами президентского Совета по правам человека Владимир Путин согласился с тем, что в Москве не хватает памятного места, посвященного жертвам политических репрессий, и поручил организовать установку такого монумента.
Правительственный законопроект внесен после окончания конкурса по установке памятника жертвам политических репрессий на проспекте Сахарова в Москве. 22 сентября этого года в конкурсе победил проект «Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна. В тот же день на проспект Сахарова приехали куратор проекта, замглавы администрации президента Вячеслав Володин, и мэр Москвы Сергей Собянин.
За 2015 год на президентские гранты было запланировано выделить 4 млрд руб. и еще 1 млрд руб. на гранты для социально ориентированных НКО, следует из официальных данных Минэкономразвития.
Председатель правления правозащитного общества «Мемориал» Арсений Рогинский уверен, что из всего пакета поправок на практике будут работать нормы, обязывающие местные органы власти облагораживать места массового захоронения и приводить в порядок памятники жертвам массовых репрессий.
По словам Рогинского, сейчас в стране насчитывается всего около 70 мест массовых захоронений. В действительности же за время советских репрессий таких захоронений насчитывалось сотни, но информацию о них держали в секрете. «Работа заключается в том, чтобы их найти, огородить, облагородить и охранять», — рассказывает Рогинский. Но даже если такое захоронение найдено, местная администрация отказывается признавать его кладбищем и брать на учет. «Поэтому очень важны поправки, обязывающие местную власть включать их в реестр объектов культурного наследия», — отмечает правозащитник.
«На практике, особенно на уровне органов местного самоуправления, чиновники открещиваются от благоустройства мест захоронения даже участников Великой Отечественной войны. Обязанность же органов государственной власти и органов местного самоуправления помогать с увековечиванием памяти жертв политических репрессий поможет чиновникам на законных основаниях закладывать в бюджет деньги на эти цели и упростит саму процедуру», — полагает управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.
«Но увеличится ли финансирование НКО в случае принятия этого законопроекта, трудно сказать. Может быть, кому-то, каким-то организациям власть и поможет», — не исключает Рогинский.
Сергей Пархоменко, руководитель инициативы «Последний адрес» (увековечивание памяти жертв политических репрессий), отмечает, что весь его проект финансируется исключительно пожертвованиями. «Я никогда не обращался к государству, мне кажется это безнадежным, — считает Пархоменко. — За каждым нашим мемориальным знаком всегда стоит конкретный человек».