Кремль анонсировал «вопрос с бородой» на переговорах Путина и Байдена
Москва и Вашингтон прорабатывают возможность переговоров Владимира Путина и президента США Джо Байдена по видеосвязи, рассказал журналистам помощник российского президента по внешней политике Юрий Ушаков. Переговоры продолжат повестку женевской встречи лидеров государств.
«Прорабатывается возможность проведения общения Владимира Владимировича с президентом США Байденом в формате видео-конференц-связи, контакт может состояться в самое ближайшее время, в самые ближайшие дни. У нас есть конкретная дата и время, но, полагаю, что лучше дождаться согласования всех параметров с американской стороной. Но я подчеркиваю, что эта встреча в формате видеоконференции достаточно активно готовится», — рассказал Ушаков.
На видеовстрече лидеры стран затронут вопросы, касающиеся хода реализации женевских договоренностей. В их числе — двусторонние отношения и актуальные вопросы международной повестки — Афганистан, Иран, ситуация на Украине, Ливия и Сирия. Обсудят Владимир Путин и Джо Байден также ход диалога по стратегической стабильности.
«Наверняка будет затронут вопрос реализации нашей идеи по проведению саммита Совбеза ООН и последние наши предложения, о которых президент говорил на заседании коллегии в МИДе», — добавил он.
По словам Ушакова, также планируется обсудить предложения России по договоренностям о «неразмещении на сопредельных государствах угрожающих нам систем». Эту тему он назвал «вопросом с бородой», — напомнил Ушаков и пояснил, что в прошлом стороны давали только устные заверения, «но оказалось, что они ничего не стоят».
«Сейчас с учетом напряженной ситуации встает вопрос о предоставлении нам гарантий. Так дальше продолжаться не может», — сказал Ушаков.
О необходимости получения «юридических гарантий» по ряду вопросов взаимоотношений с Западом Владимир Путин заявлял 1 декабря на церемонии вручения верительных грамот в Кремле. По его словам, Россия намерена добиваться «надежных и долгосрочных гарантий безопасности» и в переговорах с США и их союзниками будет «настаивать на выработке конкретных договоренностей, исключающих любые продвижения НАТО на восток». Необходимость этого он объяснил тем, что заключенные ранее устные договоренности не выполнялись.
Вопрос о неразмещении стратегических вооружений на сопредельных территориях Путин затронул незадолго до этого, 20 ноября во время форума «Россия зовет!». В частности, он заявил, что умозрительной «красной линией» для России по Украине является создание угроз для безопасности страны, исходящих «с этой территории». «Если на территории Украины возникнут какие-то комплексы ударные, подлетное время до Москвы будет 7–10 минут, а при размещении гиперзвукового оружия — пять минут. А нам что делать? Мы тогда должны будем создать что-то подобное в отношении тех, кто нам этим угрожает», — объяснил он.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг в ходе пресс-конференции по итогам встречи министров иностранных дел стран — участниц альянса в Латвии, прошедшей 1 декабря, указывал на то, что вопрос о вступлении Украины в НАТО вправе рассматривать только государства — члены НАТО. «У России нет вето. Россия не имеет права голоса. И Россия не имеет права создавать сферу влияния», — резюмировал он.