Х.Мубарака спасет коррупция в армии
Среди причин, вызвавших волнения, Г.Мирский назвал бедность подавляющего большинства населения, разрыв между богатыми и бедными, высокую безработицу, особенно среди молодых образованных людей, а также коррупцию. Однако катализатором революционных настроений стал Тунис, о событиях в котором жители Египта узнали из Интернета.
Революцию в Египте востоковед сравнил с февральской революцией в России, мотивируя это тем, что восстание началось неожиданно и спонтанно. "Это стихийные революции, а не планируемые перевороты, и лидеры только начинают появляться в ходе революций. Возглавить революцию сейчас не может никто. В Египте был полицейский авторитарный режим, который не оставляет никаких политиков. Есть, например, исламистская организация "Братья-мусульмане", которую загнали в подполье. У них есть лидеры, но их никто не знает", - заявил Г.Мирский.
"Среди светских гражданских политиков есть "карманные" партии, которые представлены в парламенте, но все на них плевать хотели. И есть наспех появившиеся откуда-то лидеры, например, Эль-Барадей. Он международный чиновник, лауреат Нобелевской премии, человек с мировым именем, однако в самом Египте его знают мало, особых симпатий он не вызывает. Но так как революции нужен какой-то символ, им стал Барадей. Еще есть Амр Мусса, генеральный секретарь Лиги арабских государств, но он пока не объявил, на чьей он стороне", - пояснил востоковед Института мировой экономики.
Оппозиционно настроенные жители Египта также сейчас расколоты: некоторые готовы терпеть Х.Мубарака на посту президента до конца его срока, который истекает в сентябре; другие полагают, что президент должен уйти сейчас. По мнению Г.Мирского, в этой революции велика роль армии, которой не выгоден моментальный уход Х.Мубарака, так как тогда станут очевидны факты злоупотребления и коррупции армейской верхушки. "Все решится в борьбе, в том числе и сегодня. Сегодня пятница, день молитвы, люди из мечетей пойдут - что будет, как армия себя поведет. Армейская верхушка сейчас лихорадочно взвешивает за и против", - считает доктор исторических наук.
К распространению революционных настроений в других арабских странах Г.Мирский относится скептически. "Алжир - наиболее вероятный кандидат на продолжение революции - там творится то же самое, что и в соседнем Тунисе. Но в 90-е гг. там прошла кровопролитная гражданская война между армией и исламистами, погибли сотни тысяч людей. Поэтому никто не хочет сейчас новых кровопролитий", - считает Г.Мирский.
"Серьезные проблемы могут быть в Ливии, но там гораздо более сильный лидер - популистский вожак, очень популярный в народе, арабский Фидель Кастро - полковник Муаммар Каддафи. Да и люди в Ливии побогаче, от нефтяных доходов им перепадает побольше, чем в других странах, - пояснил доктор исторических наук. - В Иордании монарх - не просто король, а потомок пророка Мухаммеда, поэтому никто не осмелится его свергать. Саудовская Аравия не созрела еще для революций, там нет ни парламента, ни политических партий, зато нефти там много".
"Йемен - это совсем уж отсталая и темная мусульманская страна. Там фактически три конфликта: юг хочет отделиться, племена бунтуют, "Аль-Кайеда" подняла голову, так что там тоже может произойти революция, но носить она будет совершенно иной характер - просто распад страны. Велико недовольство в Сирии - жизнь у людей там тяжелая. Но у Сирии рядом внешний враг - Израиль", - заключил эксперт.