«Новая газета» и The Bell решили прекратить освещать события на Украине
«Новая газета» решила удалить опубликованные материалы о военной операции России на Украине, связав это с готовящимся ужесточением законодательства о недостоверной информации, новых публикаций на эту тему не будет. Аналогичное решение приняло и издание The Bell.
«Военная цензура в России быстро перешла в новую фазу: от угрозы блокировки и закрытия изданий (почти полностью реализованной) перешла к угрозе уголовного преследования как журналистов, так и граждан, которые распространяют информацию о боевых действиях, отличную от пресс-релизов Минобороны», — констатирует издание.
Редакция «Новой» отметила, что не имеет права «рисковать свободой наших товарищей», но не может игнорировать и мнение читателей, которые высказались за продолжение работы в сложившихся условиях. Голосование на эту тему проводилось среди подписчиков газеты, 93,9% из них выбрали вариант «Продолжать работать в условиях военной цензуры, выполняя требования властей». Альтернативный вариант был «самим приостановить работу редакции до окончания спецоперации».
При этом газета получила шесть уведомлений от Генпрокуратуры и Роскомнадзора с требованием удалить материалы, которые, как считают ведомства, содержат недостоверную информацию. «На указателе страницы сайта в сети интернет размещена информация, распространяемая с нарушением закона... содержащая недостоверную общественно значимую информацию о развязывании Российской Федерацией полномасштабных военных действий. Вместе с тем, согласно информации Министерства обороны РФ, группировкой войск Донецкой и Луганской народных республик при участии ВС РФ проводится специальная военная операция с целью защиты населения региона, удары наносятся исключительно по объектам военной инфраструктуры», — говорится, например, в одном из уведомлений.
В этих условиях газета приняла решение удалить все материалы, связанные с проведением военной спецоперации на Украине, как с сайта, так и из соцсетей.
Схожее решение принимает The Bell: редакция опубликовала сообщение, в котором говорится, что издание больше не будет освещать военные действия на Украине. «Сегодня, после принятия поправок в УК об уголовной ответственности за распространение фейков о действиях российских Вооруженных сил, персональные риски для журналистов перешли на новый уровень. В связи с этим мы приняли решение полностью прекратить освещение «специальной военной операции», — говорится в нем. Так же, как и «Новая», The Bell будет освещать только последствия происходящего.
Такое же решение приняло и региональное издание It’s My City. «В сложившейся ситуации мы не можем подвергать риску журналистов. Мы не можем подвергать риску и вас, которые будут так или иначе делиться нашими текстами и новостями», — говорится в его заявлении.
В первый же день начала специальной военной операции на Украине, 24 февраля, Роскомнадзор потребовал от СМИ использовать при освещении событий на Украине только данные из официальных российских источников. «Обращаем внимание на то, что редакции средств массовой информации до выпуска в свет (эфир) материалов, согласно ст. 49 закона о СМИ, обязаны устанавливать их достоверность», — заявили в ведомстве. Регулятор также напомнил, что распространение ложной информации влечет за собой ответственность по ст. 13.15 Кодекса об административных правонарушениях со штрафом до 5 млн руб. В ведомстве подчеркнули, что «достоверную и актуальную» информацию о ситуации на Украине распространяют только «российские официальные информационные источники».
За «размещение на систематической основе информационных материалов, содержащих лживую информацию относительно сущности специальной военной операции на территории Украины», Роскомнадзор уже заблокировал сайты изданий «Голос Америки» (признан СМИ-иноагентом), Би-би-си, DW, Meduza (признано СМИ-иноагентом), «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (также признано СМИ-иноагентом) и другие ресурсы.
2 марта в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает до 15 лет лишения свободы за «публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил Российской Федерации». Уже 4 марта его единогласно приняли в третьем чтении и одобрили в Совфеде. «Запад сегодня развернул настоящую информационную войну против нашей страны, беспрецедентную по масштабам, по степени агрессивности, по концентрации ненависти», — прокомментировала закон Валентина Матвиенко, спикер Совфеда.