Киев не принимает: почему Россия и Украина поспорили из-за посла
Условие Киева
Согласование кандидатуры нового российского посла на Украине зависит от того, как будут развиваться события на востоке страны, заявил в четверг министр иностранных дел Украины Павел Климкин. «Сегодня речь идет не о кандидатурах или каких-то конкретных вещах, а о создании положительной динамики вокруг всего контекста российской агрессии, вокруг всего, что происходит в Донбассе», — сказал Климкин. Он подчеркнул, что Киеву «нужна положительная динамика, для того чтобы двигаться дальше».
Елена Зеркаль, заместитель Климкина, в четверг была более категорична. В эфире украинского «5 канала» она заявила, что вопрос о назначении нового российского посла «снят с повестки дня», и напомнила, что в Москве украинского посла нет с начала 2014 года. Он был отозван после присоединения Крыма к России.
Предыдущий посол России Михаил Зурабов работал в Киеве с 2010 года. Он был отозван из украинской столицы в феврале 2014 года и вернулся в июне того же года, чтобы присутствовать на церемонии инаугурации президента Петра Порошенко и продолжить работу. 28 июля 2016 года президент России Владимир Путин освободил Зурабова от обязанностей.
В последнее время стороны конфликта на юго-востоке Украины и наблюдатели фиксируют рост напряженности, участившиеся обстрелы. По опубликованным в среду данным управления ООН по правам человека, в июне и июле число жертв среди мирного населения по сравнению с предыдущими девятью месяцами выросло в два раза (до 71). На переговорах в Минске уже несколько месяцев не удается согласовать документ о деэскалации. Этого также не удалось добиться на очередном заседании Трехсторонней контактной группы в среду.
Москва кандидата не меняет
Кремль считает, что представлять интересы России на Украине должен человек в статусе посла, другую кандидатуру в Москве предлагать также не намерены, завил в четверг журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Мы по-прежнему являемся сторонниками [назначения посла] и предлагаем, чтобы посол России был в Киеве», — заявил он.
Основным кандидатом на пост посла является Михаил Бабич, полпред президента в Приволжском федеральном округе. О том, что предложен Бабич, РБК рассказали несколько источников. Именно его кандидатуру одобрили профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, сообщали информагентства со ссылкой на источники.
Для назначения нового посла необходимо согласие принимающей стороны (агреман). Однако, если она не согласовывает кандидатуру, можно предложить другую. Сейчас у Москвы другого кандидата нет. «Российская сторона и предлагала, и по-прежнему предлагает известный вариант», — ответил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков на вопрос журналистов, намерена ли Москва искать альтернативу Бабичу. На прошлой неделе Песков сообщал, что в Киев были направлены все необходимые документы для получения агремана. Однако в четверг директор департамента политики и коммуникаций МИД Украины Алексей Макеев заявил, что украинская сторона в официальном порядке не была проинформирована ни об одном предложении.
Было бы странно, если бы от Киева не последовала какая-нибудь «пакость» в связи с назначением нового посла России на Украине, говорит председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий. В Кремле были готовы к трудностям в связи с одобрением кандидатуры, рассказывали РБК близкие к администрации президента собеседники. У Москвы есть опасение, что Украина не даст агреман, это приведет к конфликтной ситуации, на которую Россия должна будет отреагировать, отметил один из них.
Если Россия хочет добиться назначения посла, то, учитывая заявление Климкина, ей придется приложить усилия для изменения ситуации в отношениях, предполагает российский дипломат Анатолий Адамишин.Однако нельзя исключать, что в случае необходимости украинские власти дезавуируют слова своего министра, добавляет дипломат. Помимо властей согласие на приезд нового посла должна дать радикальная часть общества, указывает украинский политолог Карасев, а этого в случае с Бабичем не произошло, выходец из силовых структур не мог получить поддержку. Если Россия будет настаивать на его кандидатуре, это может привести к разрыву дипотношений, говорит Карасев.
«Бабич, бывший сотрудник КГБ, причем в высоком звании, — это насмешка над Украиной, страдающей от развязанной Россией войны <...> мы заслужили такое отношение, если до сих пор не разорвали дипломатические отношения со страной, с которой воюем», — подтверждает предположение Карасева бывший украинский дипломат Богдан Яременко в колонке для украинского портала «Новое время». До работы в ПФО Бабич был депутатом Госдумы, он служил в ВДВ и войсках КГБ, руководил корпорацией «Антей», некоторое время был помощником главы погранслужбы ФСБ, а также работал премьером Чечни.
От несговорчивости Киева могут пострадать и интересы Украины, в том числе экономические, говорит Слуцкий. Поэтому проблемная ситуация будет иметь ограниченный по времени характер и разрешится в ближайшее время в пользу согласования предложенной Москвой кандидатуры, уверен депутат.
Работа без послов
На время отсутствия посла работу дипучреждения в ранге временного поверенного в делах возглавил Сергей Торопов, о котором практически ничего не известно. Зеркаль, говоря о работе Зурабова, заявила, что его роль в формировании отношений была минимальной. Карасев обращает внимание на то, что Зурабов был другом президента Порошенко, имел к нему доступ и мог эффективно работать связным. В данный момент необходимость в таком человеке у Кремля отпала, предполагает он.
Поскольку работа посольства в нынешних условиях была практически свернута, на эффективности отсутствие посла не скажется, уверен Карасев, тем более что консульские учреждения продолжают работать.
С точки зрения формальных обязанностей временный поверенный в стране обязан исполнять обязанности посла в случае его отпуска или отъезда домой, его возможности совершенно эквивалентны возможностям посла, все зависит от личности: кто-то может не осмеливаться высказывать мнения, а кто-то наоборот, указывает Адамишин.
В истории двусторонних отношений уже был длительный период без посла. В июне 2009 года из Киева уехал Виктор Черномырдин, а Зурабов смог приехать в Киев только в январе 2010 года. Его верительные грамоты принимал не президент, которым в то время был Виктор Ющенко, чьи отношения с Москвой были сложными, а министр иностранных дел, пост которого в то время занимал Порошенко.
Нынешняя история в значительной степени может отразиться на отношениях между странами, уверен директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Если Украина откажет Бабичу в агремане, ей будет сложно убеждать многих партнеров, в том числе и на Западе, в искренности своих «намерений» наладить отношения с Россией, говорит он.
Если бы Киев согласился принять нового посла, это было бы воспринято как готовность вернуться к нормальным отношениям, что для Украины неприемлемо, поэтому было решено сохранить отношения на заниженном уровне, при этом киевские власти не идут и на разрыв отношений, хотя такие предложения звучат в парламенте, говорит украинский политолог Владимир Фесенко. По его словам, выбирая реакцию, Киев учитывал и мнение западных партнеров, которые посчитали бы недопустимым разрыв отношений в данное время, когда боевые действия не столь масштабны.