Путин заявил Эрдогану о готовности к переговорам по зерновой сделке
Президент России Владимир Путин в ходе встречи с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом в Сочи заявил, что Москва готова к переговорам по зерновой сделке. РБК вел трансляцию встречи.
«Знаю, что вы хотите сегодня поднять вопрос о зерновой сделке. Мы открыты для переговоров по этому вопросу», — сказал российский президент.
Эрдоган в ответ заявил, что, как он думает, сообщение по итогам встречи двух лидеров «станет шагом навстречу всему миру, особенно развивающимся африканским странам».
Зерновая сделка была заключена в июле прошлого года Россией и Украиной по отдельности с Турцией и ООН. В ее рамках были созданы коридоры в Черном море для вывоза зерна из украинских портов. Вторая часть соглашений подразумевала ослабление ограничений для российского сельхозэкспорта.
Сделка не раз продлевалась, но 17 июля Москва объявила о приостановке своего участия в ней. Российская сторона заявила, что вторая часть сделки не соблюдалась. Россия допускает возвращение к соглашениям при соблюдении ее требований. Среди них переподключение Россельхозбанка к SWIFT, возобновление поставок комплектующих для сельхозтехники, снятие ограничений с экспорта российских удобрений.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш 31 августа заявил, что направил главе российского МИДа Сергею Лаврову «набор конкретных предложений» по возобновлению зерновой сделки. Как писали Sabah и Anadolu, ООН предложила начать переговоры по снятию части санкций с российского сельхозэкспорта, переподключению РСХБ к SWIFT, а также оценить нанесенный российскому аммиакопроводу Тольятти — Одесса ущерб.
Также Лавров до встречи лидеров двух стран обсуждал вопрос зерновой сделки с турецким министром иностранных дел Хаканом Фиданом.
Турецкая газета Milliyet одним из возможных сценариев возобновления сделки называла сохранение встреч представителей России, Турции и ООН в Стамбуле и присоединение к ним Украины «в случае прогресса».
Глава украинского МИДа Дмитрий Кулеба называл встречу Путина и Эрдогана «почти последней возможностью» выяснить, вернется ли Россия к зерновой сделке.