Единство или единообразие: как в Москве отметили 4 ноября
Партийный марш без коммунистов
В Москве серия мероприятий, посвященных Дню народного единства, началась с шествия по Тверской улице. В нем приняли участие около 85 тыс. человек, почти в девять раз больше, чем планировали организаторы — в заявке было указано шествие на более чем 10 тыс. человек. Организатором шествия стала Общественная палата. Во главе колонны демонстрантов шли секретарь Общественной палаты, сопредседатель ОНФ Александр Бречалов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, а также высокопоставленные представители религиозных конфессий.
В отличие от прошлого года в этом году в шествии по Тверской не приняли участие коммунисты. «Сегодня нет причин показывать единение», — пояснил РБК депутат от КПРФ Александр Ющенко. По его словам, в прошлом году участие коммунистов в шествии 4 ноября было вызвано присоединением Крыма. В этом году им оставалось только объединяться с другими партиями вокруг фальсификаций на выборах или неверного курса правительства, чего коммунисты делать не захотели. В понедельник Геннадий Зюганов анонсировал, что КПРФ проведет свою акцию 7 ноября.
Шествие завершилось митинг-концертом «Мы едины!», который начался с минуты молчания в память жертв авиакатастрофы в Египте. В концерте приняли участие Олег Газманов с группой «Эскадрон», Диана Гурцкая и группа «Любэ».
История без умолчаний
Президент Владимир Путин по уже установленной традиции начал день с возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади. После этого он вместе с патриархом Кириллом посетил в Манеже церковно-общественную выставку«Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к Великой Победе». В прошлом году в том же Манеже Путин осмотрел выставку «Моя история. Рюриковичи», а в 2013 году выставку, посвященную династии Романовых. Перед осмотром президент и патриарх поставили свечи перед Державной иконой Богородицы.
Патриарх на выставке говорил о том, что Россия не перестала быть «не просто великой и сильной, но хранящей свою собственную суть», ей удалось не раствориться в глобальном информационном пространстве и не потерять своей идентичности. Путин обратил внимание на то, что российскую историю должно «знать, уважать без всяких изъятий и умолчаний» (цитаты по Интерфаксу). За выставкой последовал прием в Кремле, на котором президент вручил награды иностранным гражданам за заслуги в укреплении мира и дружбы между народами.
Премьерой Дня народного единства стал форум «Сообщество», организованный, как и шествие, Общественной палатой. На форуме Путин анонсировал несколько изменений в работе государства с некоммерческими организациями, в том числе создание специальной группы социальных НКО. Большая часть выступления президента была посвящена праздничной тематике. Путин признался, что, как и многие россияне, сомневался в необходимости учреждения в 2005 году Дня народного единства. «Но теперь я отчетливо осознаю и прекрасно понимаю, что такой праздник нам нужен», — сказал президент. «Если мы посмотрим в историю <...> мы убедимся в том, что, когда мы были едины, мы всегда добивались ярких побед, а когда были разобщены, то сталкивались с трагедиями», — объяснил он. При этом, добавил президент, «единство не означает единообразия мыслей, взглядов на имеющиеся проблемы, на будущее страны, на пути ее развития».
«Русский марш» без известных националистов
Националисты, несогласные с официальной повесткой, собрались по традиции в Люблино. В этом году туда пришло не больше одной тысячи человек, поэтому на формирование полноценных колонн, как в прошлые годы, массовки не хватало. Создать иллюзию массовости участники старались с помощью имперских флагов, которые были у большинства пришедших.
Среди участников были представители националистического «Черного блока», «Славянской силы Северо-Запада» и несколько сотен не принадлежащих к каким-либо объединениям молодых националистов.
На акции не было ни одного известного националиста: накануне шествия, 3 ноября, сотрудники правоохранительных органов задержали одного из традиционных организаторов акции 4 ноября Дмитрия Демушкина, а ранее не согласовали его заявку на митинг, выбрав другую заявку его соратников. Другой бессменный организатор акции, националист Александр Белов (Поткин) не смог приехать в Люблино, потому что уже год находится в СИЗО — его обвиняют в легализации денежных средств БТА Банка банкира из Казахстана Мухтара Аблязова и еще по трем статьям УК, в том числе в создании экстремистского сообщества (ст.280 УК РФ). Именно уголовное преследование лидеров отпугнуло от акции многих традиционных ее участников, рассказывали опрошенные ранее РБК националисты.
Символику с традиционным названием акции — «Русский марш» — националисты не смогли использовать, так как столичные власти согласовали заявку на проведение акции с другим названием — «шествие в День народного единства». Поэтому перед началом шествия полицейские потребовали участников свернуть символику «Русского марша» и флаги с изображением кельтского креста.
По ходу шествия националисты старались стройно выкрикивать традиционные лозунги «Россия для русских», Москва для москвичей», «В России — русский порядок» и т.д. В какой-то момент группа праворадикалов стала выкрикивать «Здесь элита собралась — это будущая власть». Несколько националистов, закрывших лица масками, были задержаны.
В итоге вереница праворадикалов, державших большой баннер со словами «Свободу Демушкину», дошла до памятника солдату Отечества недалеко от метро «Братиславская», где состоялся митинг. Выступающие призвали власти отказаться от уголовного преследования Демушкина и Поткина, отменить «антиэкстремистскую» ст.282 УК и напомнили собравшимся о необходимости «не останавливать борьбу за русский народ».