Штаб Надеждина сообщил о найденных ЦИК 15% брака в подписях
Центральная избирательная комиссия нашла более 15% брака в подписных листах, которые сдал для регистрации кандидатом в президенты выдвинутый от «Гражданской инициативы» Борис Надеждин. Об этом сообщил представитель его штаба Игорь Артемьев.
«Для попадания в бюллетень необходимо не более 5% брака из 60 тыс. проверенных», — написал он в телеграм-канале. В комментариях к посту Артемьев отметил, что в среду, 7 февраля, пройдет заседание ЦИК, «потом суд». Глава комиссии Элла Памфилова ранее говорила, что в этот день ЦИК примет решение по кандидатам, проверка подписей которых пока продолжается.
Сам Надеждин заявил, что его команда будет «отбивать подписи». «Нам достаточно отбить примерно 4500 подписей из 9209, признанных недействительными», — написал он и пообещал, что в случае отказа ЦИК в регистрации кандидатом обжалует решение в Верховном суде.
Что кандидат может делать дальше
Согласно ст. 38 ФЗ-19 «О выборах президента Российской Федерации» на этапе регистрации проверяются не все подписи, представленные кандидатом, а не менее 20% от необходимого для регистрации количества. Для первоначальной проверки методом случайной выборки отбирается одинаковое количество подписей избирателей, собранных в поддержку каждого кандидата.
Если проверяющие обнаружат более 5% недостоверных и недействительных подписей, то будет проведена дополнительная проверка еще не менее 10% собранных подписей. Если в итоге доля брака составит 5% и более (от общего числа подписей, подлежащих проверке), то кандидата не зарегистрируют.
Электоральный юрист Роман Смирнов отмечает, что параллельно проводится проверка сведений о кандидате, в том числе финансовых и регистрационных данных, которые он указал в заявлении на выдвижение. «Там тоже бывает достаточно оснований для того, чтобы отказать в регистрации и это не будет как-то связано с подписями», — пояснил Смирнов.
Если на заседании ЦИК 7 февраля будет принято решение об отказе в регистрации из-за подписей, кандидат может оспорить это решение в Верховном суде. Перед этим юристы его штаба могут запросить протокол и ведомость проверки подписных листов, чтобы понять, почему подписи были признаны недействительными и подготовиться.
«Если решение первой инстанции не устроит кандидата, у него есть возможность подать апелляцию, кассацию. Но если в апелляции еще есть какие-то шансы, то в кассации, по практике избирательных споров, достаточно немного удается доказать. Поэтому как правило все надежды на первую инстанцию, максимум, на апелляцию», — отмечает Смирнов.
Задачей кандидата в Верховном суде будет доказать, что собранные им подписи действительны. «Как показывает практика, в отношении подписей достаточно тяжело дискутировать, потому что есть много факторов, в которых приоритетно мнение ЦИК и почерковедов, то есть тех людей, которые облечены государственными полномочиями, — поясняет юрист. — Это, конечно, президентская кампания, а не региональная или муниципальная, и бывает всякое, но на практике Верховного суда я с трудом представляю, что они будут опрашивать значительное количество избирателей, даже тысячу человек, и тратить на это кучу времени. Потому что сроки рассмотрения дел по избирательным спорам достаточно сжатые».
При этом Смирнов напоминает, что пока решение ЦИК оспаривается в суде, кандидат сохраняет свой статус и имеет право проводить избирательную кампанию.
По его словам, чаще всего подписи признаются недействительными, если избиратель заполнил необходимые данные не своей рукой; были указаны недостоверные данные избирателей, например, из МВД поступила информация, что человек прописан в другом месте или были неправильно указаны его фамилия, имя или отчество; были внесены незаверенные исправления; неправильно указаны данные сборщика подписей; есть нестыковки между разными документами, например, когда подписные листы, заверенные сборщиком, есть, а в списке сборщиков человека нет; есть расхождение в датах подписей избирателями и заверения их кандидатом; отсутствуют подписи сборщика или кандидата под подписным листом.
Всего Надеждин сдал в ЦИК 105 тыс. подписей, а собрать на территории России удалось более 200 тыс., рассказывали в его штабе. Там отмечали, что собранные подписи «неидеальные», а нужны те, «к которым нельзя придраться». Для регистрации кандидатом в президенты от непарламентской партии необходимо не менее 100 тыс. подписей, при этом не более 2,5 тыс. в одном субъекте.
2 февраля зампред ЦИК Николай Булаев, говоря о проверке подписей за Надеждина и лидера партии «Коммунисты России» Сергея Малинковича, заявил об обнаруженных в них ошибках, которые «вызывают удивление». В частности, с его слов, в подписных листах нашли подписи десятков людей, «которых на этом свете уже нет». К кому из двух претендентов относилось это замечание, Булаев не уточнил.
Надеждин, комментируя эти слова, написал: «Если в моих подписных листах кому-то мерещатся мертвые души — ну что ж, друзья, это вопросы не совсем ко мне. Это больше в церковь, к экзорцисту». Во второй половине января в городах России и за рубежом выстраивались очереди из желающих поставить подпись за выдвижение Надеждина, который выступает с антивоенной позицией.
Выборы пройдут с 15 по 17 марта. Кандидатами зарегистрированы действующий президент Владимир Путин, лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, вице-спикер Госдумы Владислав Даванков («Новые люди»), член КПРФ и председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.