Аналитики: ШОС готовится дать отпор "заказным революциям"
Как отмечают наблюдатели, участников встречи, после серии "цветных революций" в Азии, в первую очередь волнуют вопросы безопасности. "Если понаблюдать за этими "цветочными" революциями, мы больше наблюдаем то, что пришедшие к власти пытаются снова перераспределить экономику, переприватизировать и себе прихватить. Если так будет продолжаться, никакой заботы о народе, их благосостоянии, не светит даже в будущем. Пусть они не обижаются", - открыто заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Президент Узбекистана Ислам Каримов указал в свою очередь на то, что все подобные выступления исполнялись по чьему-то щедро оплаченному заказу: "Андижан нельзя рассматривать вне контекста тех серьезных событий, которые происходят вокруг нас в глобальном мире и на постсоветском пространстве", – отметил Ислам Каримов. "На этот раз сценаристы и режиссеры всего этого опирались или использовали те религиозные, экстремистские, радикальные силы, которые когда-то в общем-то этими же режиссерами и сценаристами назывались как террористы и как экстремисты, с которыми так успешно боролись в Афганистане. Обратите внимание, с каким упорством сегодня НАТО продвигается на территорию Закавказья, с каким упорством стремится попасть и усилить свое присутствие в Центральной Азии. И после этого многие вещи станут понятны: почему они так заинтересованно пытаются повлиять на процессы, происходящие в нашем регионе, и опираются на всю ту трагедию, которая случилась в Андижане", – заявил узбекский лидер.
По словам российских экспертов, методы борьбы с "заказными революциями" есть, однако необходима политическая воля, в том числе и со стороны России, чтобы их правильно и в полном объеме применить. В частности, президент Фонда "Политика" Вячеслав Никонов, характеризуя ситуацию, отмечает, что возможность "революции" зависит от крепости власти, возможности оппозиции высказываться через легитимные каналы, контроля над деятельностью различных сомнительных зарубежных центров и геополитической заинтересованности великих держав.
"То, что с революциями можно бороться теми же технологиями, при помощи которых их организовывают, у нас поняли недавно. Мы отстаем на десятилетия. Но сейчас ситуация будет меняться, и у России более чем достаточно средств, чтобы влиять при помощи "мягкой силы", не уступая Западу. Но для этого надо поставить и реализовать задачу. И тратить на нее деньги! Проявляя экономный "бухгалтерский подход" к политике, мы будем проигрывать и дальше", - убежден политолог.
Говоря о природе методов борьбы с революциями, глава аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин делит их на рецепт, поддерживаемый Россией – максимальная мобилизация сил и приоритет стабильности над демократией, и западный – "демократизация несмотря ни на что". "Но в последнем случае власть должна быть готова уйти. Понятно, что в Центральной Азии выбирают российский вариант, потому что никакой Запад не будет гарантировать безопасность этих государств, не будет смотреть на то, сохранятся ли экономические позиции кланов. Для населения в этом нет ни больших плюсов, ни минусов, а для кланов это проблема. Запад никогда не будет вступать за экономический "статус кво". Западный вариант предусматривает варианты перехода власти к оппозиции и передел собственности. В Центральной Азии это актуально в очень высокой степени. Передел собственности по западному сценарию не гарантирует ни проигравшим, ни победившим сохранение собственности, а значит – и ни безопасности, ни жизни".
Последний вывод А. Макаркина означает на практике, что "цветные революции" в Азии чреваты гражданскими войнами, кровью, масштабной дестабилизацией ситуации в регионе в целом, что подтверждается словами Ислама Каримова: "По сути дела, то, что произошло в Бишкеке 24 марта этого года, то есть уличный разбой, все это в худшей форме должно было повториться в Андижане. А как только в Андижане это бы произошло, моментально в соседнем кишлаке, городе, разумеется, все были бы в огне. Мародерство было бы масштабное. Вся Ферганская долина была бы охвачена огнем. А что такое Ферганская долина, вам хорошо известно. Это стык трех республик - в Ферганскую долину как в географическое понятие входит не только три области Узбекистана, где проживает около 9 миллионов человек, но и Ленинабадская область Таджикистана и три области Киргизстана – Джелалабадская, Ошская и Баткентская".
Очевидно, что в недопущении такого развития событий заинтересованы все страны ШОС. Поддержку в борьбе с подобными формами "прогресса" выразили представители Китая. Конечно, жесткое подавление "революции" в Узбекистане вызвало неоднозначное отношение во всех странах и, главное, не устранило угрозу повторения ситуации. Но и политики, и эксперты считают, что пока есть отсрочка, необходимо сделать максимум для того, чтобы не превратить Ферганскую долину и весь регион в арену бесчисленных анархических клановых войн.