Путин ограничил недружественным иностранцам продажу российских активов
Президент Владимир Путин подписал указ о специальных экономических мерах в сферах финансов и ТЭК из-за действий недружественных стран и организаций. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
В указе говорится, что меры приняты в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, направленными на ограничительные меры против россиян, а также в целях защиты национальных интересов.
«Установить, что до 31 декабря 2022 г. запрещается совершение сделок, влекущих за собой прямо и косвенно установление, изменение, прекращение или обременение прав владения, пользования и распоряжения ценными бумагами российских юридических лиц, <...> на основании которых реализуются инвестиционные проекты на территории России, при условии, что данные ценные бумаги <...> принадлежат иностранным лицам, связанным с иностранными государствами, которые совершают в отношении России <...> недружественные действия», — говорится в документе.
Запрет распространяется на сделки:
- с акциями, составляющими уставные капиталы акционерных обществ, включенных в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ;
- с акциями, долями, которые составляют уставные капиталы хозяйственных обществ, в которых акционерные общества прямо или косвенно владеют акциями и долями;
- с долями участия, правами и обязанностями, принадлежащими участникам Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-1» и Соглашения о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции;
- с акциями и долями, составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, являющихся производителями оборудования для организаций ТЭК и оказывающих услуги по сервисному обслуживанию и ремонту такого оборудования;
- с акциями и долями, составляющими уставные капиталы российских банков.
Указ также касается производителей и поставщиков тепловой и электрической энергии, компаний по переработке нефти и нефтяного сырья и производству продуктов их переработки.
По указу правительство в течение десяти дней должно подготовить список банков, на которые распространяется запрет на продажу долей держателями из недружественных стран.
Срок действия ограничений может быть неоднократно продлен главой государства. Также при специальном решении президента России запрещенные сделки могут быть совершены.
Сейчас в российском списке недружественных стран 49 государств: Багамы, США, Великобритания, Украина, Австралия, Албания, Андорра, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Микронезия, Монако, Новая Зеландия, Норвегия, Корея, Сан-Марино, Северная Македония, Черногория, Швейцария, Япония, Сингапур, Тайвань и 27 стран ЕС.
С начала марта власти ввели ряд ограничительных мер для иностранцев, имеющих российские активы. Так, 6 марта Владимир Путин подписал указ о выплатах в рублях валютных долгов российских компаний перед кредиторами из стран, которые ввели санкции. Особый режим предусматривает создание специальных рублевых счетов типа «С». Центробанк, в свою очередь, 2 марта заморозил выплаты по российским рублевым бумагам, в том числе облигациям федерального займа, в пользу иностранных держателей.
С мая действует особый временный порядок выплаты прибыли российских компаний совладельцам из недружественных стран. По нему, если российское ООО решит распределить прибыль, то иностранцы получат причитающуюся им долю в рублях — через банковские счета типа «С». На вывод средств с таких счетов также введены ограничения: по отдельному разрешению ЦБ и Минфин их можно зачислить на обычный счет либо направить на узкий круг целей типа уплаты налогов или покупки гособлигаций.
Ограничения для иностранцев на использование прибыли введено и для случаев, когда они продают недвижимость в России. По аналогии с выплатами по ценным бумагам и прибыли от владения долями деньги от продажи недвижимости должны поступать на специальный рублевый счет, а для их вывода нужно специальное разрешение.
Кому принадлежат доли в СРП
Под действие указа подпадают доли участия в соглашениях о разделе продукции (СРП) «Сахалин-1» и Харьягинском СРП, а также доли в компаниях — производителях оборудования для топливно-энергетического комплекса (ТЭК), оказывающих услуги по его сервисному обслуживанию и ремонту.
В России действует три СРП-проекта при добыче нефти и газа — Харьягинское СРП в Ненецком автономном округе, «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
В конце июля правительство распорядилось передать госкомпании «Зарубежнефть» доли французской TotalEnergies (20%) и норвежской Equinor (30%) в Харьягинском СРП. В итоге доля «Зарубежнефти», которая уже является оператором проекта, увеличится с 40 до 90%, еще 10% сохранит Ненецкая нефтяная компания. Поручение по подписанию соответствующего дополнения к этому СРП дано министру энергетики Николаю Шульгинову. Представители TotalEnergies и Equinor ранее заявляли о решении выйти из этого проекта, но предупреждали, что для завершения сделки необходимо одобрение российских властей. РБК направил запрос в Минэнерго.
В проекте «Сахалин-1» участвуют американская ExxonMobil (30%), которая до последнего времени была оператором проекта, японская SODECO (30%), индийская ONGC (20%) и «Роснефть» (20%). В марте Exxon объявила о намерениях выйти из «Сахалина-1». В отчете за первый квартал 2022 года она оценила убыток от выхода из СРП-проекта в $3,4 млрд, а также отметила снижение своих доказанных запасов на 150 млн барр. нефтяного эквивалента (около 1% всех запасов ExxonMobil).
3 августа Exxon направила отчет в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC), в котором говорится о действиях по передаче прав компании по проекту «Сахалин-1» «третьей стороне». «Корпорация соблюдает все применимые законы и санкции и в настоящее время занимается передачей операционной деятельности по проекту «Сахалин-1» другой стороне», — сказано в документе. Но там не уточняется, кому именно передаются права оператора.
На следующий день, 4 августа, «Роснефть» сообщила, что не имеет информации о принятых решениях по передаче операторской функции по этому проекту. По ее данным, Exxon 26 апреля в одностороннем порядке без согласования с другими участниками проекта «Сахалин-1» начала поэтапную остановку добычи. 6 мая был отгружен последний танкер с нефтью с терминала Де Кастри. С 15 мая производственная деятельность на проекте практически остановлена. «Правительство Российской Федерации, министерство энергетики и правительство Сахалинской области совместно с другими акционерами проекта предпринимают усилия по восстановлению производственной деятельности на проекте «Сахалин-1». Несмотря на это, к сожалению, на текущий момент производственная деятельность на проекте не восстановлена», — отмечает пресс-служба «Роснефти». РБК направил запрос представителю Exxon.
Как иностранцы продавали и планировали продавать банки в России
После начала российской военной операции на Украине многие глобальные банки объявили о планах свернуть бизнес в России или продать свои дочерние структуры. Некоторым игрокам это удалось сделать оперативно: например, французская Societe Generale в начале апреля передала контроль над Росбанком группе «Интеррос» Владимира Потанина. В мае чешская PPF Group и ее дочерняя структура Home Credit продали 49,5% акций банка «Хоум Кредит» группе частных инвесторов во главе с финансистом Иваном Тырышкиным. 29 июня и Тырышкин, и Потанин оказались под санкциями Великобритании, причем последний попал под ограничения в том числе как новый акционер Росбанка. На рынке также обсуждались сделки по продаже Ситибанка (входит в американскую Citigroup), Райффайзенбанка австрийской Raiffeisen Bank International, «дочек» британского HSBC и итальянской UniCredit.
С начала марта любые сделки нерезидентов по продаже акций или долей в российских кредитных организациях могут пройти только с разрешения подкомиссии правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями. 15 июля замминистра финансов Алексей Моисеев заявил, что эта структура больше не будет одобрять продажу дочерних банков иностранных кредитных организаций в России. Он назвал это ответом на воспрепятствование работе российских кредитных организаций за рубежом.
«У наших банков под санкциями возникли довольно серьезные проблемы с работой по расшивке ситуаций со своими банками, которые находятся за рубежом. В некоторых случаях даже наблюдается такое, что они (иностранные регуляторы. — РБК) устраняют право акционера управлять — реально правовой беспредел», — объяснял Моисеев.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина 22 июля подтвердила намерение властей остановить сделки по выходу иностранцев с российского банковского рынка. «Эти решения будут приниматься каждый раз индивидуально. Но, конечно, здесь учитывается тот фактор, какое отношение к «дочкам» наших российских компаний за рубежом», — отмечала она.
Указ президента фактически делает невозможным быстрый вывод капитала из России и ставит любые сделки с «дочками» иностранных собственников под ручное управление, говорит управляющий директор агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов. Он при этом допускает, что продажа активов «в индивидуальном порядке» возможна, причем в этом году.
Исключения для проведения банковских сделок в особом порядке возможны, соглашается эксперт Ассоциации сертифицированных специалистов по борьбе с отмыванием денег (ACAMS) Джордж Волошин. По его словам, речь может идти о ситуациях, когда активом интересуются инвесторы из «дружественных» России стран — такие сделки могут расцениваться как привлечение прямых иностранных инвестиций. Ранее Reuters сообщал, что UniCredit обсуждает продажу своей российской «дочки» с инвесторами из Китая и Индии.
Опрошенные РБК эксперты отмечают, что запрет для иностранцев на продажу банковского бизнеса в России поставит собственников-нерезидентов перед выбором: добровольно отказаться от российской банковской лицензии и ликвидировать «дочку» или продолжать вести деятельность. Первый сценарий потребует от материнских структур списания российских активов со своих балансов. Кроме того, им придется решать проблему вывода оставшегося капитала после сворачивания активов и погашения обязательств — вывод капитала из России нерезидентами из недружественных стран сейчас ограничен.
Продолжение бизнеса в России в условиях тех же капитальных ограничений означает, что материнские структуры иностранных банков пока не могут получить дивиденды от «дочек» или при необходимости оказывать им финансовую поддержку. Кроме того, из-за конфликта на Украине зарубежные игроки были вынуждены создавать значительные резервы на покрытие возможных потерь по российским активам.
Из-за укрепления рубля и роста ставок в первой половине 2022 года российский бизнес скорее поддержал финансовые результаты иностранных групп, чем ухудшил их, отмечает Беликов. «Действие всех этих факторов было временным. Далее без трансграничного фондирования бизнес российских кредитных организаций с иностранным капиталом может перейти в стагнацию. Но у большинства таких банков имеется достаточный запас финансовой устойчивости для автономной работы на протяжении длительного периода, пока не будут определены их дальнейшие перспективы», — заключает аналитик.
Хотя российская экономика пока демонстрирует устойчивость к санкциям, средне- и долгосрочные перспективы остаются негативными, считает Волошин. Кроме того, по его словам, для зарубежных банковских групп по-прежнему остается актуальным «минимизация репутационных издержек». «Существует немалое давление со стороны определенных групп акционеров, кредиторов и прочих контрагентов на западные компании, продолжающие оставаться в России, которое во многом усиливается информационной кампанией украинских властей. Вопрос в том, как совместить сохранение экономического присутствия на российском рынке с необходимостью поддержания положительной репутации на рынке глобальном», — отмечает эксперт.