Перейти к основному контенту
Политика ,  
0 

Плюс два: Сербия и Черногория могут стать членами ЕС в 2025 году

Евросоюз представил стратегию интеграции шести балканских стран. Первыми ЕС готов принять Сербию и Черногорию, но не скоро. Разногласия Москвы и Белграда возможны, однако в целом отношения не должны пострадать, говорят эксперты
Фото: Darko Vojinovic / AP
Фото: Darko Vojinovic / AP

Во вторник, 6 февраля, Еврокомиссия опубликовала стратегию расширения Европейского союза на Западных Балканах. Документ представил на сессии Европарламента еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан.

О подготовке документа в сентябре прошлого года сообщил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, который тогда отметил: «Если мы хотим стабильности вокруг своих границ, нужно сохранять убедительную перспективу вступления для Западных Балкан». По словам Юнкера, ни один из кандидатов пока не готов и нового этапа расширения не будет при работе нынешней комиссии (до конца 2019 года), однако «в будущем членов ЕС будет явно больше, чем 27».

Евросоюз включает в регион Западные Балканы шесть стран юго-востока Европы — Албанию и пять бывших республик и краев Югославии: Сербию, Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину, а также частично признанную Республику Косово.​

Также в сентябре Еврокомиссия в заявлении пояснила, что разделяет шесть стран на три категории по степени готовности к интеграции в ЕС. Сербия и Черногория показали наибольший прогресс и уже выполнили часть требований для вступления, поэтому считаются фаворитами, говорилось в разъяснении. Албания и Македония ожидали начала переговоров с Брюсселем, а Босния и Герцеговина с Косово в заявлении были охарактеризованы как потенциальные кандидаты.

Фаворит с особенностями

В опубликованной 6 февраля стратегии подтверждается, что Сербия и Черногория являются фаворитами, которые могут быть «потенциально готовы» к вступлению в ЕС в 2025 году. Остальным четырем странам в стратегии обещана «дополнительная поддержка» в их стремлении в Евросоюз. Сербия получила официальный статус кандидата в члены ЕС в 2012 году, Черногория — в 2010-м. С тех пор обе страны приводят свое законодательство в соответствие с европейскими требованиями.

«Вступление в ЕС — это нечто большее, чем технический процесс. Это выбор поколения, основанный на фундаментальных ценностях, которые каждая страна должна воспринимать еще более активно: начиная от внешнеполитического курса, заканчивая обучением школьников», — призывает Еврокомиссия в документе.

Чтобы отвечать критериям, необходимым для вступления в ЕС, всем шести странам по-прежнему необходимы глубокие политические и экономические реформы: в первую очередь в сферах построения правового государства, развития конкурентной экономики, регионального сотрудничества и примирения, говорится в стратегии.

Компромиссный проект принятия Сербии и Черногории в ЕС с сохранением перспектив членства для четырех других стран региона решает сразу несколько задач, стоящих перед Брюсселем, объяснил РБК старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров. «С одной стороны, ЕС показывает, что он в состоянии проводить активную внешнюю политику и принимать новых членов. Это станет ответом на выход Великобритании из ЕС и на претензии нового руководства США к ЕС как безынициативной структуре. С другой — Брюссель ограничивается пока Сербией и Черногорией, ограждая себя от проблем преступности, коррупции и наркотрафика, присущим другим странам региона», — пояснил Искендеров.

Случай с Сербией, по словам Искендерова, интересен тем, что пять нынешних стран — членов ЕС (Испания, Греция, Словакия, Румыния и Кипр) не признают независимость Республики Косово. Поскольку проект одновременного принятия Сербии и Косово в ЕС, по словам эксперта, нереалистичен из-за неготовности Косово, договор о присоединении Сербии может содержать оговорку, согласно которой указанные пять стран ЕС признают Сербию в официальных границах, включая частично признанное Косово.

Фото: Marko Djurica / Reuters

Меньшее из зол

Балканскую повестку в ЕС с начала 2018 года продвигает Болгария, ставшая на полгода  страной — председателем Евросоюза. В середине января София представила программу председательства, где одним из четырех приоритетов названо «предоставление осязаемой европейской перспективы для всех стран Западных Балкан».

В разговоре с изданием Politico министр иностранных дел Болгарии Екатерина Захариева пожаловалась на то, что последний саммит ЕС — Западные Балканы состоялся в 2003 году. По инициативе Болгарии новый саммит пройдет 17 мая в Софии, в дальнейшем планируется проводить такие конференции раз в два года.

Захариева признала, что резкое повышение важности балканской темы в Брюсселе может создать у жителей этих стран завышенные ожидания, которые ЕС выполнить не сможет. По ее словам, с 2003 года могла идти более глубокая интеграция западно-балканских стран и ЕС, если бы не проблемы у всех сторон: финансовый и миграционный кризисы в ЕС и неспособность властей балканских стран пойти на глубокие реформы.

Заинтересованность Болгарии как нового председателя ЕС в судьбе своих соседей — это лишь один из факторов возвращения Брюсселя к интеграции Западных Балкан, уверен эксперт Московского центра Карнеги, заместитель главного редактора Carnegie.ru Максим Саморуков.

Балканская весна: чем вызван политический кризис в бывшей Югославии
Политика
Протесты в Албании

С одной стороны, сочетание социально-экономических проблем, коррупции и усталости от затянутой евроинтеграции привело к формированию в странах Западных Балкан мягких авторитарных режимов и началу массовых протестов, говорит Саморуков. В 2017 году почти во всех балканских странах прошли акции протеста против коррупции.

С другой стороны, по словам эксперта, украинский кризис показал, что любой замороженный на десятилетия конфликт в Восточной Европе может вспыхнуть заново. «В итоге, несмотря на то что принятие стран региона в ЕС потребует вливания огромных средств, в Брюсселе осознали, что поглощение Западных Балкан выйдет гораздо дешевле, проще и безопаснее, чем перспектива нескольких очагов конфликта у своих границ», — говорит Саморуков. По мнению эксперта, наиболее опасна внутренняя ситуация в Боснии и Герцеговине, Македонии и Косово.

Между Брюсселем и Москвой

«Страны Западных Балкан имеют сейчас историческое окно возможностей, чтобы крепко и недвусмысленно связать свое будущее с Евросоюзом. Им самим следует действовать решительно», — говорится в стратегии Еврокомиссии.​

ЕС заинтересован в интеграции Сербии, поскольку это позволит одновременно отдалить ее от России, перетянув на свою сторону, а также поддержать правительство страны, провозгласившее евроинтеграцию своим приоритетом во внешней политике, отмечает Искендеров. Черногория же с июня 2017 года входит в НАТО, и дальнейшая евроинтеграция страны пройдет без проблем, добавил он.

Ответ России на присоединение балканских стран к ЕС будет зависеть от состояния российско-европейских отношений к 2025 году, подчеркивает Искендеров. «На текущем уровне отношений с Брюсселем евроинтеграция Сербии, разумеется, станет элементом геополитической игры. При более благоприятных условиях многое будет зависеть от здравого смысла и политической воли игроков», — считает он.

За редкими исключениями, вступлению страны в ЕС предшествует вступление в НАТО, этого нельзя исключать и в случае с Западными Балканами, отмечает Саморуков. Так, Хорватия, самый молодой член ЕС (вступила в Союз в 2013 году), присоединилась к НАТО еще в 2009 году. «В этом нестабильном регионе вопрос безопасности играет ключевую роль, и без предварительного присоединения балканских стран к НАТО решить его крайне трудно», — объясняет Саморуков.

Однако власти Сербии неоднократно заявляли, что не хотят вступать в военный альянс. «Сербия не пойдет в НАТО. Нам слишком тяжела история, связанная с НАТО, чтобы мы вообще размышляли о том, чтобы стать частью НАТО», — объяснял в конце 2017 года президент Александр Вучич причины военного нейтралитета страны (цитата по «РИА Новости»). В марте 1999 года НАТО осуществляло бомбардировки Югославии во время конфликта между сербской армией и косовскими албанцами.

В целом опрошенные РБК эксперты уверены, что вступление Сербии в ЕС на отношениях с Москвой отразится слабо. «Членство в ЕС и НАТО не мешает Венгрии и Болгарии развивать с Россией проекты по энергетике. Поэтому и наши экономические интересы в Сербии с их грядущей евроинтеграцией вполне совместимы», — уверяет Саморуков.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

Лента новостей
Курс евро на 8 ноября
EUR ЦБ: 105,57 (-0,14)
Инвестиции, 07 ноя, 17:52
Курс доллара на 8 ноября
USD ЦБ: 98,07 (-0,15)
Инвестиции, 07 ноя, 17:52
Как спорт влиял на результаты выборов в СШАСпорт, 09:00
«Роснефть» и ВТБ начали переговоры о вхождении суперверфи «Звезда» в ОСКБизнес, 09:00
ФСБ обвинила крымчанина в передаче Украине данных о военных объектахПолитика, 08:57
В Тюмени в результате ДТП с маршруткой пострадали 10 человекОбщество, 08:42
«Рынок США не нужен»: как Китай стал лидером в высоких технологияхPro, 08:41
WSJ узнала о планах Трампа по «максимальному давлению» на ИранПолитика, 08:39
Почему люксовые бренды являют свои символы на уровне бессознательногоРБК и Сбер Первый, 08:39
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
ЦБ раскрыл объем разблокированных в ПИФах активов россиянИнвестиции, 08:30
В Хабаровском крае предложили платить студенткам за рождение детейОбщество, 08:20
Баффет, Линч, Сорос — все эти инвесторы переиграли рынки. Что они понялиPro, 08:09
Поток туристов из Китая в Россию вырос в семь разБизнес, 08:00
Economist сообщил о самовольно оставивших позиции солдатах ВСУПолитика, 07:59
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 07:57
Мадуро сравнил Путина с РоналдуПолитика, 07:53