Белый дом поддержал запрет на возвращение в Думу после отказа от мандата
Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила проект, запрещающий получать депутатский мандат больше одного раза за созыв, рассказал РБК источник, знакомый с ходом совещания. Эту информацию подтверждает чиновник правительства.
Некоторые равнее
Вопрос о неконституционности законодательства, позволяющего передавать депутатский мандат тем, кто от него уже отказался, в прошлом году поставил единоросс Николай Гончаров. В 2011 году он баллотировался в Госдуму шестого созыва по партийному списку от Ставропольского края. Его фамилия стояла восьмой, но оказалась на непроходном месте.
Через полгода один из депутатов регионального списка Юрий Эм отказался от мандата и перешел в правительство Ставропольского края. Однако в ноябре 2013 года, после смены губернатора, Эм решил вернуться в Госдуму и получил свой мандат обратно. Гончаров же посчитал, что депутатский мандат должен был достаться ему как первому на очереди. Он попытался оспорить решение Центризбиркома в Верховном суде, но получил отказ, после чего обратился в Конституционный суд (КС).
В конце прошлого года КС рассмотрел эту жалобу и признал действующие нормы не соответствующими Конституции. Депутатский мандат не может приобретать статус личной привилегии: если депутат слагает с себя полномочия, то он сознательно разрывает связь с избирателями и добровольно отказывается от своего статуса, говорится в сообщении пресс-службы суда.
Допуская чередование депутатской деятельности с работой в органах власти, эти нормы ставят под сомнение конституционный принцип разделения властей, что способствует потенциальным конфликтам интересов, пришли к выводу судьи КС, рассмотрев жалобу. По их мнению, такой порядок играет на руку лидерам партийных списков и региональных групп, что противоречит принципу равноправия кандидатов в депутаты.
Закон о депутатском мандате
Законопроект Минюста «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу замещения (получения) депутатского мандата» призван устранить эти противоречия. Изменения коснутся законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и «О выборах депутатов Госдумы», следует из законопроекта. Представитель Минюста подтвердил РБК его разработку.
Действующие положения позволяют передавать депутатский мандат тому, кто ранее от него отказался, и тем самым лишают ранее зарегистрированных кандидатов возможности его получить, говорится в пояснительной записке к проекту (копии документов есть у РБК). Теперь депутатов, получивших мандаты, будут исключать из списков кандидатов, и они уже «не смогут повторно претендовать на замещение вакантного депутатского мандата». «Повторное предложение о получении депутатского мандата может быть сделано только кандидатам, которые ранее не [получали] статуса депутата Госдумы соответствующего созыва», — указывают разработчики.
При разбирательстве жалобы в Конституционном суде представители парламента настаивали на привилегии партии определять, кому передать мандат. «У партии есть право выбора при соблюдении принципа территориальности и очередности. Если бы депутат, сложивший полномочия, не имел право на повторное замещение вакансии, это ущемило бы его права по сравнению с кандидатами, которые вообще не брали мандат», — отмечал полномочный представитель Госдумы в КС, зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Дмитрий Вяткин («Единая Россия»). Вопрос «выстраивания политической и профессиональной карьеры» должен решаться партией, вторил его коллега Алексей Александров из Совета Федерации.
Постановление Конституционного суда безусловно будет исполнено, сообщил РБК депутат Дмитрий Вяткин.
Эти нормы вводились в 2007 году для того, чтобы полностью поставить Госдуму на ручное управление, говорит политолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. «Нынешняя конструкция позволяет поставить или убрать любого депутата. У многих создается ощущение, что нынешняя Госдума работает только как исполнитель, принтер. Видимо, нужно сделать механизм управления более гибким, адекватным и отвечающим более сложным задачам, но без потери управляемости», — отмечает политолог.
При участии Петра Нетребы