Как изменится политика США в Сирии после химической атаки в Идлибе
В четверг, 6 апреля, лидеры западных стран продолжили обвинять президента Сирии Башара Асада и поддерживающие его силы в применении химического оружия против мирного населения в провинции Идлиб. Канцлер Германии Ангела Меркель назвала «скандалом» то, что Совет Безопасности ООН до сих пор не принял резолюцию по «варварской» атаке в Сирии, ответственность за которую, по ее мнению, лежит на правительственных силах Сирии. Меркель присоединилась к лидерам, потребовавшим провести международное расследование.
Инцидент, спровоцировавший очередной виток кризиса по сирийскому вопросу между Россией и странами Запада, произошел во вторник, 4 апреля: населенный пункт Хан-Шейхун на юге сирийской провинции Идлиб подвергся химическому заражению. По данным находящегося в Лондоне Сирийского центра мониторинга по правам человека (SOHR), число погибших в результате инцидента, который SOHR называет «атакой», к вечеру 6 апреля составляло 86 человек, среди них 30 детей и 20 женщин. Телеканал Al Jazeera и турецкое агентство Anadolu приводили другие данные по жертвам — более 100 убитых и 500 раненых.
По словам Меркель, ответственность за атаку лежит и на тех странах, которые не поддержали резолюцию. Проект документа 5 апреля не поддержала Россия.
Версии Дамаска и Анкары
Сирийские власти в четверг продолжали отрицать свою причастность к инциденту. Вице-премьер и министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем на пресс-конференции в столице Сирии заявил, что войска его страны никогда не применяли и не будут применять химическое оружие «не только против гражданского населения, но и против террористов». Он также подчеркнул, что Сирия четко соблюдает свои обязательства по Конвенции о запрещении химического оружия, к которой страна присоединилась в 2013 году. Конвенция была подписана Дамаском, после того как ООН установила факт применения сирийскими военными химического оружия в районе Восточная Гута в августе 2013 года.
МИД Сирии утверждает, что 4 апреля был нанесен авиаудар по складу химического оружия террористической организации «Фронт ан-Нусра» («Джабхат Фатх аш-Шам», запрещена в России). Это совпадает с представленной 5 апреля версией Минобороны России, по данным которого сирийские ВВС нанесли удар по складу террористов, на территории которого «находились цеха по производству фугасов, начиняемых отравляющими веществами».
Муаллем также отметил, что сообщения о химической атаке в Хан-Шейхуне поступили в 6:00, в то время как первый авиаудар сирийской авиацией был нанесен в 11:00. По мнению дипломата, оппозиция пошла на инсценировку атаки и распространяет ложную информацию, после того как на переговорах в Женеве не смогла добиться получения власти в Сирии.
Министерство здравоохранения Турции заявило в четверг, что первоначальные результаты вскрытия тел трех погибших, которые были доставлены из Идлиба в турецкую Адану, свидетельствуют о том, что жертвы подверглись воздействию зарина. Образцы будут переданы для изучения представителям Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Тридцать два раненых сирийца были доставлены в медицинские учреждения на юге Турции, трое из них скончались в больнице.
Новая риторика Трампа
Комментируя атаку в Идлибе, президент США Дональд Трамп резко сменил риторику по сирийскому вопросу, возложив ответственность за гибель мирного населения на силы президента Сирии Башара Асада. Трамп заявил, что произошедшее в Идлибе «пересекло красную линию» и отныне разрешение сирийского конфликта станет его обязанностью.
Трамп предупредил, что не потерпит проведения подобных «чудовищных» атак на мирное население, и подчеркнул, что США усилят свою роль в защите гражданского населения в Сирии, хотя ранее придерживался мнения, что Америке следует избегать вмешательства в сирийский конфликт. Он также добавил, что его отношение к Башару Асаду сильно изменилось, однако не уточнил, станет ли это поводом для военного вмешательства в Сирию. Президент отказался предоставить какие-либо подробности о возможных ответных действиях США, он также не разъяснил, будет ли страна принимать сирийских беженцев, пишет The Washington Post.
На экстренном заседании Совета Безопасности ООН в среду, 5 апреля, постоянный представитель США при ООН НиккиХейли предупредила, что США могут предпринять односторонние действия, если Совбез ООН не даст ответ на «злодеяния» в Сирии. Сдвиг в политике может включать авиаудары, от применения которых в Сирии в свое время отказался Обама, пишет The New York Times. В четверг источник в конгрессе США рассказал агентству CNN на условиях анонимности о том, что Трамп рассматривает военные меры против Сирии.
Во время своей предвыборной кампании Трамп неоднократно заявлял, что он не станет добиваться свержения режима Башара Асада. В интервью телеканалу MSNBC в мае 2016 годаТрамп заявил, что у США есть проблемы посерьезнее Асада: «Я бы обошелся без Сирии и не стал бы бороться так сильно ни за Асада, ни против него», — добавил он. Он также критиковал кандидата в президенты от Демократической партии Хиллари Клинтон и Барака Обаму за то, что они настаивали на «немедленной смене режима в Сирии». Во вторник, сразу после химической атаки, Трамп подчеркнул, что усилий Обамы для отстранения Асада от власти оказалось недостаточно.
Дилемма Трампа
Одним из вариантов действий США может быть увеличение численности сухопутных войск США в регионе, говорит эксперт Российского совета по международным делам Максим Сучков. В настоящий момент на территории Ирака и Сирии находятся около 6 тыс. американских военных, которые работают в качестве советников и «осуществляют спецоперации», напоминает эксперт.
Пентагон рассматривает возможность отправки дополнительного контингента в 12 тыс. человек для захвата «столицы» ИГИЛ (террористическая организация запрещена в России) Ракки, но пойдет ли на такую меру Трамп, пока неясно, так как она с большой долей вероятности будет непопулярна в США, рассуждает Сучков.
Альтернативой этому плану является изменение функций действующих американских сил: совместно с иракскими войсками они должны будут принимать непосредственное участие в наземных операциях, указывает Сучков. Еще одна опция — увеличение поддержки курдов, которые зарекомендовали себя как боеспособная единица против сил ИГИЛ, и у американцев есть все резоны продолжать им помогать, говорит Сучков. Наконец, еще одним рассматриваемым американскими военными вариантом является введение США так называемых зон безопасности. О возможности создания таких зон говорили Трамп и госсекретарь США Рекс Тиллерсон.
Однако, указывает эксперт, это предложение вызвало жесткое сопротивление в Кремле: Москва предложила Вашингтону «хорошо продумать последствия», усмотрев в «зонах безопасности» эвфемизм для «бесполетных зон». Если «зоны безопасности» будут применяться к районам ведения боевых действий сирийской армией, то российская авиация будет вынуждена либо отказаться от полетов над этими «зонами», либо рисковать быть сбитой (теми, кто эти «зоны» будет контролировать), что приведет к непредсказуемым последствиям, говорит Сучков.
Трамп не станет предпринимать резких шагов в сирийском вопросе до встречи с Владимиром Путиным, тем не менее если вину сирийского режима удастся доказать, то России придется заставить Асада уйти в отставку и поддержать новое временное правительство, говорит генерал-майор армии США в отставке Пол Вэллели, эксперт дискуссионного клуба «Валдай».
После химической атаки в Идлибе все возможности сотрудничества России и США по сирийскому вопросу при сохранении власти Асада исчезли, считает директор Центра военно-политического анализа в Институте Хадсона, эксперт дискуссионного клуба «Валдай» Ричард Вайц. «До недавнего времени казалось, что Трамп готов признать легитимность правительства Асада и работать с Россией по ликвидации террористических сил в Сирии», — указывает эксперт. Но химическая атака в Хан-Шейхуне не оставила Трампу выбора, что делает невозможным сотрудничество с Асадом, считает Вайц.
Президент России в четверг обсудил сирийскую ситуацию с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. В разговоре Путин заявил о необходимости международного расследования инцидента. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал журналистам, что несогласие между Москвой и Вашингтоном по Сирии является постоянным спутником российско-американских отношений, поэтому существенные разногласия по Идлибу вряд ли смогут кардинальным образом изменить дух отношений.
Еще одна попытка Совбеза
6 апреля Россия в Совете Безопасности ООН предложила свой проект резолюции по атаке в Идлибе. По проекту идут консультации, сообщил пресс-секретарь российской миссии при ООН Федор Стржижовский. Предыдущий проект, подготовленный США, Францией и Великобританией Москва раскритиковала, назвав его «антисирийским». В нем заведомо ответственность возлагалась на Дамаск, объяснила позицию Москвы официальный представитель МИДа Мария Захарова. Созванное 5 апреля экстренное заседание Совбеза ООН закончилось безрезультатно: голосование по резолюции так и не состоялось, так как участники не пришли к единому мнению. Российский проект также провалился, сообщил ТАСС со ссылкой на источник в ООН вечером 6 апреля.
Об отсутствии доказательств у ООН и Организации по запрещению химического оружия в совершении атаки с воздуха сообщил в среду, 5 апреля, на заседании Совбеза ООН представитель ООН по разоружению Ким Вон Су. Представители двух организаций до сих пор не прибыли на место инцидента для проведения расследования. Однако Вон Су заверил, что эксперты ОЗХО из миссии по установлению фактов использования химических веществ в качестве оружия, а также совместный механизм ООН и ОЗХО по расследованию химических атак в Сирии приступили к сбору информации для выяснения обстоятельств инцидента.