Минюст признал иноагентами Моргенштерна, Соболь и Гозмана
Минюст добавил в список физических лиц — иноагентов рэпера Моргенштерна, а в реестр СМИ-иноагентов — организацию «Апология» и семь человек, включая соратников Алексея Навального: оппозиционеров Владимира Милова и Любовь Соболь, следует из реестров Министерства юстиции.
В список СМИ-иноагентов также попали бывший председатель партии «Союз правых сил» Леонид Гозман, профессор Московской высшей школы социальных и экономических наук Борис Кагарлицкий, исполнительный директор Общества защиты интернета Михаил Климарев, гражданская активистка Наталья Баранова и бывший главред «Орловских новостей» Денис Константинов. В общей сложности в список СМИ-иноагентов внесены 158 юридических и физических лиц.
Минюст также добавил в список некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, краснодарский центр современного искусства «Типография». Как следует из данных на сайте центра, он занимается организацией выставок, исследований, образовательных проектов и продвижением местных художников.
Моргенштерн стал пятым в списке физлиц-иноагентов, до этого в соответствующий реестр внесли журналистов Евгения Киселева, Матвея Ганапольского и Владимира Кара-Мурзу, а также оппозиционера Леонида Волкова.
Из данных реестра следует, что Моргенштерн признан иноагентом за осуществление политической деятельности, средства на которую он получал от компании Yoola Labs Ltd. Yoola — официальная партнерская сеть YouTube, которая занимается продвижением блогеров, следует из описания компании на ее сайте. Там указано, что Yoola сотрудничает в том числе с журналистом Юрием Дудем (признан СМИ-иноагентом), а также с блогерами Николаем Соболевым, Сашей Спилберг и Maryana Ro.
РБК направил запрос в пресс-службу компании Yoola Labs Ltd.
В разговоре с РБК Борис Кагарлицкий заявил, что «никак не относится» к решению Минюста внести его в список СМИ-иноагентов.
«На мою работу это никак не повлияет. Буду ли я маркировать свои сообщения? Если это является способом избежать штрафов, то придется маркировать», — рассказал он.
Леонид Гозман заявил РБК, что относится к включению в список иноагентов как к «дикой глупости». «Они присваивают это звание не тем, кто получает деньги за рубежом, чем я никогда не занимался, а тем, кто негативно относится к политике президента Путина и к нему лично, кто хочет, чтобы в России была демократия. В этом смысле я в хорошей компании, там очень достойные люди», — сказал он. Гозман добавил, что, за исключением необходимости ставить «эту плашку» (с пометкой о включении в реестр), его жизнь не изменится.
Контент-директор «Теплицы социальных технологий» Наталья Баранова сообщила РБК, что не согласна с решением Минюста и будет его оспаривать. «Статус иноагента — это дискриминация, это вмешательство в мою частную жизнь, законодательство противоречит Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека. Цель у таких списков одна — сделать работу медиа, журналистов, активистов и команд некоммерческих организаций невозможной из-за бюрократии, преследования и стигматизации», — заявила она.
В данный момент Минюст ведет четыре списка иноагентов — для НКО, СМИ, физлиц и незарегистрированных организаций. Законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», разработанный членами комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, предусматривает появление единого списка иноагентов вместо нескольких существующих сейчас. Документ также предполагает признание иноагентом без иностранного финансирования, в случае если лицо или организация находится под «иностранным влиянием» по принуждению или убеждению.