Политологи: Власть взялась за устрашение оппозиционных бизнесменов
Финансирование оппозиции в последнее время является объектом пристального внимания правоохранительных органов. Самый свежий пример - уголовное дело против Сергея Удальцова, который после показа фильма "Анатомия протеста - 2" был заподозрен в получении грузинских денег.
Кроме того, в последнее время под ударом оказались потенциальные "кошельки" оппозиции. Регулярно новые обвинения получает экс-президент "Банка Москвы" Андрей Бородин. Очередной повод для этого дал нашумевший фильм НТВ. Банкир и медиамагнат Александр Лебедев, поддерживающий инициативы борца с коррупцией Алексея Навального, также столкнулся с рядом финансовых проблем, которые он сам считает политически мотивированными. В частности, бизнесмен рассказал о сложностях, возникших при попытке продать его российские активы: покупатели боятся портить отношения с властями. Кроме того, против А.Лебедева год спустя было возбуждено уголовное дело по обвинению в избиении Сергея Полонского, которое имело место на съемках программы "НТВшники".
А у оппозиционерки Ксении Собчак в мае во время обыска было изъято около 1,5 млн евро. Долгое время суд отказывался вернуть разложенные по конвертам деньги, так как, по ее признанию, опасался, что средства могут пойти на финансирование массовых беспорядков. Тем не менее спустя пять месяцев телеведущая получила свои деньги назад.
Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин полагает, что дела против бизнесменов являются показательной акцией устрашения: "Если раньше нужно было посадить Михаила Ходорковского, то сейчас метод немножко иной. Более мелких бизнесменов держат под прицелом, и в результате оппозиция оказывается без денег. Это вопрос, который не требует ответа: и так все понятно".
"Безусловно, у российской власти есть определенная тревожность в связи с тем, что недовольные бизнесмены могут начать взаимодействовать с оппозицией. Но эти страхи в значительной степени завышены, потому что само по себе финансирование не гарантирует повышение эффективности оппозиции", - заметил руководитель фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
Всякий раз давление на бизнесменов сопровождается громкой пиар-кампанией, призванной продемонстрировать остальной части бизнес-сообщества, что от политики, тем более оппозиционной, стоит держаться подальше. Эксперты считают, что власть наконец определилась с тактикой относительно оппозиции: благоприятствовать системным политикам и давать жесткий отпор несистемным. А радикальное позиционирование Координационного совета оппозиции не оставляет сомнений в том, что любого потенциального спонсора ждут неприятности. Всякий, заявляющий о финансовой поддержке протестующих, получает обвинения, пропорциональные его состоянию. Особенно показательно это в отношении бывшего президента "Банка Москвы" А.Бородина: за год сумма претензий к нему увеличила с нескольких десятков миллиардов рублей до нескольких сотен миллиардов. Чем крупнее сумма претензий к потенциальным спонсорам оппозиции, тем нагляднее предупреждающий сигнал для остальных. Видимо, это связано с укорененным в элите пониманием, что все нажитое бизнесом в России априори принадлежит государству.
Кроме того, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов заметил, что финансирование политических проектов, связанных с радикальной частью протеста, не является выгодным для бизнеса, потому что эти группы не интегрированы в систему, и они не могут осуществлять эффективного лоббирования, не являются влиятельными.