SIPRI зафиксировал падение продаж российских вооружений третий год подряд
Совокупные продажи вооружений девяти российских компаний, входящих в топ-100 крупнейших производителей оружия в мире, сократились с $28,2 млрд в 2019 году до $26,4 млрд в 2020 году, снижение составило 6,5%. Об этом говорится в исследовании Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI).
«Это свидетельствует о продолжении тенденции к снижению, наблюдаемой с 2017 года, когда продажи оружия российскими компаниями, входящими в топ-100, достигли пика. На долю российских фирм приходилось 5,0% от общего объема продаж оружия, входящего в топ-100», — говорится в публикации.
Снижение продаж совпало с окончанием Государственной программы вооружений на 2011–2020 годы, а также связанными с пандемией задержками в графиках поставок. Продажи вооружений «Алмаз-Антея» и Объединенной судостроительной корпорации упали на 31% и 11% соответственно. В то же время Объединенная авиастроительная корпорация увеличила продажи вооружений на 16%.
В общем мировые продажи оружия в первый год пандемии увеличились на 3,1%. «Промышленные гиганты были в значительной степени защищены устойчивым государственным спросом на товары и услуги военного назначения», — отметила исследователь Программы военных расходов и производства вооружений SIPRI Александра Маркштайнер.
Самым крупным поставщиком оружия в мире остаются Соединенные Штаты В совокупности продажи оружия 41 американской компании, входящей в топ-100, составили $285 млрд и выросли в 2020 году на 1,9% по сравнению с 2019 годом. В глобальной торговле оружием их доля составила 54%.
Второе место занимают китайские компании. Совокупные продажи вооружений пяти китайских компаний, входящих в топ-100, составили $66,8 млрд в 2020 году, что на 1,5% больше, чем в 2019 году. На долю китайских фирм пришлось 13% от общего объема продаж в мире.
Источник РБК, близкий к концерну «Алмаз-Антей» рассказал о трех причинах снижения выручки у концерна. Это значительный рост курса доллара в 2020 году, связанные с пандемией организационные сложности и алгоритм финансирования по многолетним контрактам. По его словам, именно на 2020 год здесь пришлась нижняя точка цикла финансирования. Таким образом, из трех упомянутых факторов ожидаемым был только последний, остальные сыграли роль «черных лебедей», говорит собеседник РБК.
«Но, несмотря на всю сложность ситуации, первое место в списке российских компаний ОПК концерн сохранил, как и место в двадцатке мировых лидеров отрасли», — заключил собеседник РБК.
РБК запросил ОСК, ОАК, «Алмаз-Антей» и ФСВТС.
Ранее глава ФСВТС Дмитрий Шугаев в своем первом интервью РБК объяснил, почему отчеты российских официальных лиц об объемах экспорта вооружений не совпадают с отчетами международных организаций, в том числе SIPRI.
«Весь секрет в разных методиках подсчета. У нас оценка экспорта ведется на основе закрепленных контрактных цен на поставляемое имущество. Скажем, цена контракта на продукцию Х — $1 млн. После того как она отправлена заказчику, мы фиксируем этот $1 млн», — рассказал Шугаев.
У SIPRI, по его словам, другой подход. «Вместо конкретной стоимости товара они используют так называемый тренд-индикатор, который имеет примерно одинаковое значение для однотипной продукции. Например, все танки — американские, немецкие, французские, китайские, наши — они считают по одной цене, что, конечно же, совершенно неадекватно их реальной стоимости. То есть делается упор на оценку количественной стороны экспорта, что, как подчеркивает сам институт, не может использоваться для оценки экспорта», — продолжил он.
«Кроме того, SIPRI использует только открытые данные, которые, безусловно, не являются полными. А такие вещи, как запчасти и услуги, они вообще, честно говоря, до конца и не учитывают, только если это какие-то крупные ремонты или программы модернизации», — резюмировал глава ФСВТС.