Бастрыкин провел в Донецке совещание по военным преступлениям Украины
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин провел в Донецке выездное совещание по расследованию преступлений Вооруженных сил Украины и националистических формирований в отношении мирного населения и российских военных в ДНР и ЛНР, сообщается на сайте СК. В совещании участвовали первый зампредседателя СК Эдуард Кабурнеев, врио зампредседателя СК — руководителя Главного военного следственного управления Константин Корпусов, а также руководство, следователи и криминалисты некоторых подразделений комитета.
«В рамках совещания Бастрыкину доложено о первоначальных итогах работы подразделений ведомства, принимающих участие в расследовании преступлений киевского режима против гражданского населения Донбасса», — заявили в ведомстве.
СК поддерживает контакт с генпрокуратурами республик Донбасса, ежедневно возбуждаются уголовные дела об обстрелах мирных объектов: всего с начала года завели 146 дел «о преступлениях представителей силовых структур Украины». В производстве прокуратуры ДНР более 3 тыс. таких уголовных дел, по некоторым из них уже задержаны причастные украинские военнослужащие и бойцы национальных батальонов. В ЛНР также расследуется более 3 тыс. дел.
Глава Следственного комитета России выслушал доклад о расследовании «обстоятельств провокации украинских спецслужб с якобы совершенным «убийством» жителей» Бучи.
Бастрыкину доложили о ходе расследования уголовного дела о предполагаемой разработке в лабораториях Украины биологического оружия. «Установлено, что с 2007 года по указанию Минобороны США Управление по снижению угроз выступает заказчиком и координатором проведения совместных с украинскими учеными биологических программ. Получены документы о реализации проекта по изучению путей передачи человеку заболеваний, характерных для летучих мышей. Анализ показал, что целью исследования является отбор особо опасных патогенов», — заявили в комитете, отметив, что сбор и анализ доказательств продолжается.
Также в ведомстве сообщили, что следствие установило еще четверых командиров ВСУ, причастных к обстрелам мирного населения в 2018, 2020 и 2021 годах. Это командир 25-й отдельной воздушно-десантной бригады Зенченко О.В., командир 56-й отдельной мотопехотной бригады Иванов И.В., командир 79-й отдельной десантно-штурмовой бригады Луценко А.Д. и командир 59-й отдельной мотопехотной бригады Шаповалов Г.М.
«Данные лица заочно привлечены в качестве обвиняемых», — сообщил СК. Еще одного военного, командира 19-й отдельной ракетной бригады ВСУ Ярошевича Ф.С., считают причастным к гибели и ранениям мирных жителей в результате взрыва ракеты «Точка-У» в Донецке. Ярошевича обвиняют по ст. 356 УК (применение запрещенных средств и методов ведения войны). «Глава ведомства дал указание досконально изучить, какие подразделения ВСУ обладают комплексами «Точка-У», кто отдает приказы о применении, и дать оценку действиям этих лиц», — сообщили в СК.
Обвинение заочно предъявлено и командирам батальона «Азов» Сергею Величко и Константину Немичеву. СК располагает данными об их причастности к «посягательству на жизнь не менее восьми военнослужащих путем причинения множественных телесных повреждений, в том числе с использованием огнестрельного оружия», в Харьковской области.
Сообщается, что у СК есть список почти из 600 иностранных наемников, участвующих в конфликте на Украине. По версии ведомства, они прибыли из 47 стран.
Бастрыкин поручил обеспечить постоянную дислокацию следователей в Донбассе. Он отметил, что в первую очередь необходимо привлекать к ответственности украинских командиров, потому что именно они «отдают преступные приказы». Глава СК решил увеличить число сотрудников специализированных подразделений для более качественной фиксации выявленных преступлений.
Ранее председатель ведомства поддержал идею руководства ЛНР о трибунале по «военным преступлениям украинского режима». Уполномоченный по правам человека в республике Виктория Сердюкова заявляла, что власти на протяжении восьми лет собирали доказательства таких преступлений и смогут предоставить нужные материалы. По ее словам, суд должен пройти по примеру трибунала после Второй мировой войны с участием стран, которые «не попали под влияние западной пропаганды».