Лидер «Хезболлы» объявил о победе на выборах в парламент Ливана
Генеральный секретарь ливанской шиитской партии «Хезболла» Хасан Насрулла объявил о большой «политической и моральной победе» сторонников его партии на прошедших 6 мая парламентских выборах. По предварительным неофициальным данным, которые приводит Reuters, партия «Хезболла» и ее союзники набрали более 50% мест (67 из 128) в парламенте Ливана. Официальные данные избирком Ливана собирался предоставить в понедельник, но пока этого не сделал.
«Мы изначально добивались большого присутствия в парламенте, в первую очередь для политической защиты сопротивления. В целом по результатам выборов мы можем сказать: то, на что мы рассчитывали, через предвыборную кампанию и выбор правильных союзников, мы добились», — сказал Насрулла.
Союзниками «Хезболлы» являются возглавляемое председателем ливанского парламента Набихом Берри шиитское движение «Амаль», различные менее влиятельные политические силы, некоторые независимые депутаты, например бывший начальник ливанской разведки Джамиль ас-Саид. В парламенте «Амаль» и «Хезболла» составляли вместе с христианской партией «Свободное патриотическое движение» (партия президента Ливана маронита Мишеля Ауна) «Коалицию 8 марта».
Поддерживаемая Саудовской Аравией и западными странами партия «Тайар аль-Мустакбаль» во главе с премьер-министром страны, суннитом Саадом аль-Харири, потеряла треть своих мест — количество депутатских мандатов партии сократилось с 33 до 21. Выступая на пресс-конференции в Бейруте 7 мая, премьер признался, что рассчитывал на более широкое представительство. Тем не менее, по его словам, он доволен результатами выборов, так как его партия «сорвала проект по установлению гегемонии над Ливаном». Харири также отметил, что останется союзником ливанского президента Ауна, а противоречия с движением «Хезболла» не изжиты.
Первые за девять лет выборы в законодательный орган Ливана были отмечены низкой явкой — по данным министра внутренних дел Нухада аль-Машнука, в выборах приняли участие 49,2% из 3,7 млн зарегистрированных избирателей. Явка оказалась ниже показателя предыдущих парламентских выборов 2009 года, когда проголосовали 54% избирателей. Всего на 128 депутатских мест претендовали 597 кандидатов, в том числе 86 женщин.
Выборы должны были состояться еще в 2013 году. Однако под предлогом политической нестабильности, военного конфликта в соседней Сирии и наплыва сирийских беженцев в Ливан (более 1 млн человек) депутаты трижды продлевали свои полномочия. Нынешние выборы прошли впервые не по мажоритарной, а по пропорциональной системе в соответствии с новым избирательным законом, который из-за разногласий между ливанскими политическими силами удалось принять лишь в прошлом году. Харири уверен: если бы выборы прошли по прежней системе, победа была бы за его партией.
Иранский фактор
«Хезболла» является союзной Ирану политической силой, а члены ее боевого крыла принимают активное участие в сирийской кампании на стороне президента Башара Асада. Тегеран уже заявил о своей готовности сотрудничать с Ливаном по итогам парламентских выборов. «Хезболла» признана террористической организацией в США, Канаде, Израиле и некоторых арабских странах. В ЕС, Великобритании и Австралии террористами считают лишь представителей боевого крыла партии. После того как стало известно о предварительных итогах выборов, министр образования Израиля Нафтали Беннет заявил, что теперь между «Хезболлой» и государством Ливан нет никакой разницы, об этом 7 мая он написал в своем Twitter: «Государство Израиль не будет делать никакого различия между суверенным государством Ливан и «Хезболлой» и будет считать Ливан ответственным за любые действия, совершенные с его территории».
Из-за того, что сейчас отношения Израиля и США с Ираном серьезно обострились, усиление «Хезболлы» может негативно сказаться на отношениях Вашингтона и западных стран с Ливаном, сказал РБК эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. Вашингтон и Тель-Авив обвиняют Тегеран в нарушении заключенного в 2015 году соглашения по ограничению его ядерной программы. Западные страны также обеспокоены деятельностью Ирана в ракетной сфере и его активностью в Сирии, Ираке и Ливане.
Одним из последствий усиления «Хезболлы» может быть сворачивание экономической и военной помощи, которую Ливану оказывают США, ЕС, Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива, считает Семенов. Победа проиранского движения, по словам Семенова, может рассматриваться Западом как последний шаг к установлению шиитского коридора между Тегераном и Бейрутом, с включением туда Сирии и Ирака. «Естественно, это лишь укрепит намерения Израиля и американских «ястребов» в проведении силовой линии против Ирана и его прокси, прежде всего «Хезболлы», — полагает эксперт. Семенов не исключает распространения военных операций Израиля на Ливан в случае реального перехода власти к «Хезболле».