Европа обвинила Россию в игнорировании советов по борьбе с национализмом
Советы из Европы
Правительство России не выполнило ни одно из трех ключевых требований по борьбе с национальной дискриминацией, которые были поставлены еще осенью 2013 года, свидетельствует промежуточный отчет Комиссии против расизма и нетерпимости при Совете Европы (ЕКРИ).
ЕКРИ с 1993 года занимается мониторингом и подготовкой рекомендаций для стран — членов Совета Европы. России организация дает рекомендации с 1996 года, после присоединения ее к международной организации, а затем и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Резюме носит рекомендательный характер и не ведет за собой юридических последствий.
Доклад организации в ночь на вторник опубликован на официальном сайте Совета Европы. Он представляет собой заключения о выполнении рекомендаций, опубликованных почти три года назад. В октябре 2013 года эксперты ЕКРИ призвали Россию упростить процесс получения гражданства, пересмотреть понятие экстремизма и провести пропаганду толерантности — это были ключевые требования из списка в 212 примечаний и предложений.
Нелегалы поневоле
Эксперты пришли к выводу, что не выполнена, в частности, рекомендация упростить порядок получения гражданства и регистрации в стране по месту жительства для лиц без гражданства и иностранных граждан.
По данным комиссии, с 2007 года в миграционное законодательство не вносилось никаких серьезных изменений. В мае 2015 года депутаты от партии «Справедливая Россия» внесли в Госдуму законопроект с поправками в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Они предложили упростить процедуру получения гражданства для граждан Украины. Но в ноябре инициатива была отклонена.
Эксперты указали, что сейчас складывается тревожная ситуация вокруг бывших граждан союзных республик, которые после развала Советского Союза остались без гражданства. Эти люди не только не получают никакой помощи от российских властей, а, напротив, сталкиваются с административными препятствиями, привлекаются к административной ответственности и попадают в спецучреждения, в которых их могут содержать до принудительного выдворения до двух лет, указывают члены комиссии.
«ЕКРИ обеспокоена тем, что действующий закон фактически лишает лиц без гражданства возможности не нарушать миграционный порядок», — отмечается в докладе. Комиссия призывает российские власти начать предоставлять лицам без гражданства необходимые документы, чтобы они могли находиться в стране законно.
Толкование экстремизма
Не исполнена рекомендация ЕКРИ по уточнению понятия экстремистской деятельности, следует из доклада. В 2013 году комиссия призывала российскую сторону ввести дополнительные критерии и квалифицировать как экстремизм только «серьезные случаи, связанные с ненавистью и насилием».
Тогда эксперты указывали, что ст.282 Уголовного кодекса (возбуждение ненависти или вражды) на практике может применяться для борьбы не с экстремистами, а с неудобными организациями или даже с правозащитниками. «ЕКРИ обеспокоена тем, что имеется не только широкое поле для злоупотреблений, и тем, что закон используется широко и иногда по вопросам, которые не должны относиться к сфере его деятельности», — указывали тогда авторы доклада. Такая же ситуация наблюдается в отношении признания текстов экстремистскими материалами, указывает комиссия.
В новом докладе авторы указали, что в ноябре 2015 года Госдума запретила проверять на экстремизм священные тексты четырех мировых религий. Но при этом незащищенными остались все нетрадиционные конфессии. Сейчас список запрещенных материалов в России превысил 3 тыс. наименований, отмечает ЕКРИ.
Всего в 2015 году по экстремистским статьям в России было осуждено 554 человека, из них 378 по ст.282 Уголовного кодекса, следует из официальной статистики Судебного департамента при Верховном суде. За год до этого по ст.282 были признаны виновными на треть меньше — 267 человек, в 2013 году — всего 185 человек.
В последние годы власти страны стали чаще привлекать к ответственности за публикации и перепосты в социальных сетях. В мае 2016 года Заволжский районный суд Твери приговорил инженера-механика Андрея Бубеева к двум годам и трем месяцам колонии-поселения за два репоста на его странице в социальной сети «ВКонтакте».
«У нас в стране очень много приговоров за разные высказывания и публикации, — говорит директор аналитического центра «Сова» Александр Верховский. — Привлекают к ответственности за мелочи, за них люди не должны подпадать под уголовную ответственность».
По данным эксперта, как минимум 10% дел по экстремистским статьям и смежным составам, например оправдание фашизма или оскорбление чувств верующих, не имеют под собой оснований. Но правоохранителям стало легче искать обвиняемых в интернете, чем на улице, сетует Верховский.
Патриотизм вместо толерантности
Третье предложение касалось создания общероссийской программы, способствующей повышению толерантности в обществе. «Подобная программа могла бы включать региональные и национальные кампании, молодежные летние лагеря для развития личных контактов и другие мероприятия», — предлагает ЕКРИ.
Ссылаясь на прошлогодний доклад Европейского центра развития демократии (ECDD), эксперты ЕКРИ отмечают, что за один только 2015 год российские власти выделили свыше 50 грантов на проекты, связанные с развитием межнациональных отношений. Среди них, например, семинары с мигрантами и беженцами, фестивали, молодежные лагеря.
С другой стороны, со слов неназванных НКО, аналитики ЕКРИ утверждают, что большинство подобных программ, формально посвященных налаживанию межнационального диалога и толерантности, в действительности акцентируются на патриотическом воспитании, поддержании традиций и религиозных темах. «Мы также отмечаем продвижение военизированной идеологии советских времен», — подчеркивают эксперты ЕКРИ. Ярким примером они называют создание прошлой осенью Российского движения школьников, которое «продвигает российскую систему ценностей и напоминает пионерские организации».
В целом если некоторые программы включают в себя «элементы продвижения толерантности», то общероссийского проекта против дискриминации, как предлагалось в докладе 2013 года, создано так и не было. Соответственно, ЕКРИ «рассматривает свою рекомендацию как невыполненную».