Владелец «Уралкалия» заявил, что не финансировал Telegram-канал Nexta
Бизнесмен Дмитрий Мазепин, владеющий компаниями «Уралхим» и «Уралкалий», заявил, что ни он, ни его компании не финансировали Telegram-канал белорусской оппозиции Nexta.
Задержанный в Минске Роман Протасевич, один из основателей Nexta, в передаче на государственном белорусском телеканале ОНТ заявил, что в финансировании белорусской оппозиции в Польше участвовала российская компания. Название он не сказал, но уточнил, что она связана с Уралом и горной добычей, принадлежит крупному олигарху и конкуренту предпринимателя Михаила Гуцериева.
«Я хорошо понимаю авторов данной политической мелодрамы, которые хотели бы показать западный план захвата Белоруссии со стороны западных спецслужб, с одной стороны, с другой стороны — показать российский след. Эти же авторы уже говорили про истории Мика и Ника, про вагнеровцев, и теперь кому-то захотелось развить историю про российский след, про российскую компанию, которая имеет отношение к финансированию Nexta», — сказал бизнесмен.
«Я имею непосредственное отношение к компаниям «Уралкалий» и «Уралхим», в которых есть название «Урал», но ни я, ни мои компании никогда не финансировали вышеуказанный Telegram-канал», — пояснил Мазепин. «Насколько я знаю, Михаил Гуцериев занимается многими проектами, включая нефтяной бизнес и творчество. Я не имею ни к первому, ни ко второму никакого отношения, и мы не являемся здесь конкурентами», — продолжил он. РБК направил запрос представителю Гуцериева.
Мазепин также заявил, что никогда не был в Польше, а финансирование Teleglram-канала оппозиции противоречит его убеждениям. «Я белорус по национальности, но я гражданин Российской Федерации», — продолжил бизнесмен и рассказал, что его мать живет в Минске. «Мы единый народ», — сказал Мазепин и добавил, что той стране, где живут самые дорогие ему люди, он желает счастья и мирного неба над головой.
Nexta, одним из сооснователей которого был Протасевич, стал главным каналом информации на акциях протеста белорусской оппозиции, которые начались после выборов президента Белоруссии в августе 2020 года. На пике популярности на канал были подписаны более 2 млн человек.
Протасевич со своей подругой россиянкой Софьей Сапегой 23 мая летели самолетом авиакомпании Ryanair из Афин в Вильнюс. Однако самолет совершил посадку в аэропорту Минска. Белорусские власти заявили, что лайнер сел из-за сообщений о бомбе на его борту. В авиакомпании сообщили РБК, что экипаж получил информацию о минировании от белорусских диспетчеров, которые дали указание посадить самолет в Минске. Для сопровождения пассажирского самолета в небо поднялся истребитель ВВС Белоруссии МиГ-29.
Самолет находился в минском аэропорту более пяти часов, но за это время опасных предметов на борту не нашли. Белорусские силовики задержали Протасевича и Сапегу, оба были позже арестованы. Против оппозиционера в Белоруссии были возбуждены три уголовных дела, связанных с массовыми беспорядками. Западные страны резко отреагировали на посадку самолета, назвав это операцией белорусских спецслужб и охарактеризовав посадку самолета и задержание двух его пассажиров как «захват воздушного судна» и «воздушное пиратство».
На видеозаписи, которое опубликовал белорусский госканал, Протасевич заявил, что признал свою вину в организации несогласованных акций по статье 342 Уголовного кодекса Белоруссии. Он также рассказал о финансировании белорусских оппозиционеров правительством Польши и российской компанией, похвалил президента Белоруссии Александра Лукашенко и заявил, что не хочет больше заниматься политикой.
Отец оппозиционера Дмитрий Протасевич заявил, что его сына заставили признать вину. Он считает, что Романа запугивали, пытали, оказывали психологическое насилие, могли шантажировать угрозой жизни или тем, что в соседней камере может сидеть его девушка Софья Сапега. «Зная нашего сына, все, что говорит Роман, он говорит не сам. Вы посмотрите на его первую реакцию в начале ролика, и даже в процессе ролика очень видно, что у него идет внутренняя борьба между тем, что он должен сказать, и тем, что он не хочет говорить», — сказал Дмитрий Протасевич.
«Уралкалий» и Белоруссия
«Уралхим» Мазепина — совладелец компании «Уралкалий», которая до 2013 года была в партнерстве с «Беларуськалием». Трейдинг осуществлялся через зарегистрированную в Минске Белорусскую калийную компанию (БКК), созданную на паритетных началах. Вместе они занимали до 40% мирового рынка калийных удобрений. В июне 2013 года, когда совладельцами «Уралкалия» были Сулейман Керимов, Филарет Гальчев и Анатолий Скуров, гендиректор компании Владислав Баумгертнер заявил о прекращении партнерства с БКК в продаже калийных удобрений. После этого с резкой критикой в адрес владельцев и менеджмента «Уралкалия» выступил Александр Лукашенко. Владислав Баумгертнер, объявивший в Минске о прекращении партнерства, был арестован по обвинению в злоупотреблении полномочиями, позднее его экстрадировали в Россию (в 2015 году уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления).
Вскоре после разрыва отношений компаний Сулейман Керимов с партнерами продали свои доли и 47% акций приобрели ОНЭКСИМ и «Уралхим» Дмитрия Мазепина. В 2017 году Мазепин обсуждал с Лукашенко возобновление партнерства «Уралкалия» и «Беларуськалия», однако договоренность так и не была достигнута.
В ноябре 2020 года Мазепин предложил помочь студентам, которых отчислили из-за акций протеста в Белоруссии. По его словам, Российско-белорусский деловой совет может проспонсировать продолжение обучения студентов с хорошими результатами в Москве и Санкт-Петербурге. «Мы видим, что огромное количество студентов были отчислены в последнее время из университетов в Минске. Хотим запустить инициативу и помочь отчисленным студентам, чтобы они не уезжали в Польшу и в Литву, а приехали в Москву или в Питер для того, чтобы смогли дальше обучаться», — сказал тогда Мазепин.
После начала акций протеста в августе 2020 года и их подавления властями Мазепин призывал Лукашенко вступить в диалог с оппозицией.