Эксперты исключили Тимченко и Иванова из «ближайшего круга» Путина
Новое «политбюро»
Экс-глава администрации президента Сергей Иванов и глава Volga Group Геннадий Тимченко покинули «ближний круг» президента Владимира Путина — «политбюро 2.0». К такому выводу пришел коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» в новом докладе «Политбюро 2.0»: демонтаж или перезагрузка?» (имеется в распоряжении РБК). В своей работе политологи ежегодно описывают неформальную группу самых влиятельных чиновников и бизнесменов страны.
Выпадение Иванова из «политбюро» объясняется тем, что он покинул пост главы администрации президента. Уход же из «ближнего круга» президента фигуры Тимченко глава «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко объясняет снижением активности бизнесмена по стратегическим направлениям.
«Ранее подобный же путь проделал Роман Абрамович, который, несомненно, был членом «политбюро» на заре его формирования (в 2004 году)», — говорит Минченко РБК.
В докладе отмечается, что у Иванова как у спецпредставителя президента обозначился довольно широкий круг полномочий (неформальное кураторство министерств транспорта и природных ресурсов), а Тимченко продолжает обладать серьезным финансовым ресурсом и региональной клиентелой.
Новым кандидатом в «политбюро» стал перешедший с поста главы «Росатома» на должность первого замглавы администрации президента Сергей Кириенко — ему «Минченко Консалтинг» отводит технический сектор структуры «ближнего круга» («секретариат ЦК»). Новый глава АП Антон Вайно усилил свои позиции как кандидат в «политбюро».
«Член «политбюро» — это лидер большой элитной группы. У Кириенко и Вайно есть потенциал дорасти до этой роли. Но пока он не реализован», — комментирует Минченко.
Ближе к президенту
Из оставшихся восьми членов «политбюро» влияние растет у главы «Ростеха» Чемезова, главы банка «Россия» Юрия Ковальчука, главы «Роснефти» Сечина и мэра Москвы Сергея Собянина, считают авторы доклада.
Усиление Чемезова объясняется консолидацией военно-промышленного комплекса (ВПК) и ослаблением конкурента главы «Ростеха» в этом секторе, вице-премьера по оборонному комплексу Дмитрия Рогозина. Близкая к последнему партия «Родина» провалилась на федеральных выборах, он также не смог получить контроль над «Роскосмосом». На этом фоне группа Чемезова влияла на перестановки в АП и регионах и продолжает экспансию в другие сектора экономики. Минченко видит риски в силе Чемезова: чрезмерное усиление главы «Ростеха» может стать поводом для «выравнивания ресурсов» представителя «старой гвардии».
Группа братьев Ковальчук «может сыграть роль интеллектуальной и кадровой базы для «теневого премьера» — экс-министра финансов Алексея Кудрина, считают эксперты. В то же время у Юрия Ковальчука сохраняются хорошие отношения с нынешним премьером Дмитрием Медведевым, его группа влияла и на назначение первого замглавы АП Сергея Кириенко.
Глава «Роснефти» Сечин нарастил свое влияние в отрасли после поглощения «Башнефти» и сохраняет репутацию «серого кардинала с высоким неформальным влиянием», отмечают авторы доклада. Однако он потерял ряд важных партнеров в силовых структурах (ликвидация Госнаркоконтроля, увольнения в ФСБ и СКР). Кроме того, глава «Транснефти» отстоял свою автономию от «Роснефти», а информационные атаки увеличивают риски для Сечина.
Мэр Москвы Собянин продолжает рассматриваться как один из кандидатов в премьер-министры, полагают эксперты. Его фигура комфортна для многих элитных групп, связанных с финансовыми потоками столицы, он контролирует второй по величине бюджет в стране, после федерального. Мэр также сохраняет влияние на родную Тюменскую область.
С другой стороны, Собянина ослабляют непрочные позиции ряда его креатур в регионах — губернатора Пермского края Виктора Басаргина и главы Свердловской области Евгения Куйвашева. Против мэра столицы играют также дефицит бюджета и приближение мэрских выборов.
Стабильные позиции
Стабильные позиции в путинском «политбюро» держат премьер Дмитрий Медведев, бизнесмен Аркадий Ротенберг, спикер Думы Володин и глава Минобороны Сергей Шойгу.
На стороне Медведева «ореол победителя парламентских выборов» вместе с президентом Путиным, говорится в докладе. Однако в его правительство вошли представители чужих групп влияния (вице-премьер Виталий Мутко, министр образования Ольга Васильева). Отмечается также рост финансового влияния близких к Медведеву бизнес-групп, однако часть его союзников находятся под давлением силовиков.
«Информационные атаки на премьера и его окружение и открыто ведущийся кастинг «преемников» также ослабляют имиджевые позиции премьера. Дополнительным риском становится истечение срока обязательств, данных ему В.Путиным в 2011 году», — указывают в «Минченко Консалтинг».
В «Минченко Консалтинг» полагают, что первый вице-премьер Игорь Шувалов и глава «Роснефти» Сечин могут считаться кандидатами на пост премьер-министра после очередных президентских выборов. В докладе указывается, что Шувалов, Сечин, а также нынешний премьер Медведев и помощник президента Владислав Сурков в этом году были целями для сильных информационных атак.
Министр обороны Шойгу сохраняет относительно высокую популярность. В докладе говорится, что неизбежно усиливающийся на фоне военных конфликтов лидер оборонного ведомства был уравновешен Виктором Золотовым, главой новой силовой структуры — Росгвардии. Кроме того, отмечаются репутационные для Шойгу риски в связи с критикой Западом действий российской армии в Сирии.
Другой член «политбюро» — Аркадий Ротенберг сохраняет значимость как «ключевой оператор инфраструктурных проектов» и «король госзаказа», особенно в условиях ослабления Тимченко. Он может стать противовесом усиливающимся братьям Ковальчук. Ключевыми рисками для миллиардера могут быть претензии к эффективности аффилированных с ним руководителей госкорпораций и регионов (РЖД и Санкт-Петербург).
Перешедший с поста первого замруководителя АП в кресло спикера Думы Володин, по мнению «Минченко Консалтинг», остался в составе путинского «политбюро». На его стороне высокое влияние на состав Госдумы и руководящих органов ЕР, а также сохранение региональной клиентелы. В докладе прогнозируется, что Володину могут доверить роль «оператора перенастройки партийной системы и профессионализации депутатского корпуса». Допускается также сценарий усиления Госдумы — как противовеса правительству и депутатов — как «демпферов», смягчителей протестных настроений. Однако на новом посту формальный административный вес группы Володина снизился, риском для него становится и снижение неформального влияния.
Обострение внутриэлитной конкуренции
Авторы доклада считают, что выборы в Госдуму прошли бесконфликтно и продемонстрировали достаточный уровень консолидации вокруг президента и правящей партии. Несмотря на «турбулентность» в экономике, сохраняется инерция «крымского консенсуса».
Но при этом в российской номенклатуре началась перегруппировка сил. В отставку или кадровый резерв ушли ряд представителей «старой гвардии», заметные кадровые изменения прошли в Кремле, губернаторском корпусе и правительстве. В рамках внутриэлитной борьбы активизировалась антикоррупционная повестка, серьезные изменения претерпела расстановка в силовых органах (создание Росгвардии, упразднение ФСКН). На перегруппировку сил указывает и значительная ротация состава Думы.
На обострение внутриэлитной борьбы влияет несколько факторов, считают в «Минченко Консалтинг». Это сокращение ресурсов, обновление идеологии и отработка новых технологий аккумулирования и перераспределения ресурсов. Эксперты напоминают, что «политбюро» как неформальный коллективный институт управления сформировался в годы экономического роста.
На внутреннюю борьбу в российской элите также влияют нестабильность внешнеполитической конъюнктуры, предстоящие выборы президента, «нежелание Путина становиться заложником своего окружения и стремление самостоятельно, на конкурсной основе, формировать свою предвыборную коалицию поддержки и будущую властную конфигурацию».
В докладе говорится, что «политбюро» выполнило свою функцию инструмента демонтажа тандема Путина и премьера Медведева и теперь достигло предела эффективности. Поэтому в Кремле перед новыми президентскими выборами ищут менее затратный, но в то же время более эффективный механизм управления.
При этом Минченко говорит РБК, что вероятность досрочных выборов президента в России снижается: «Косвенно об этом может свидетельствовать неспешный процесс реформирования и кадрового наполнения АП».
Возврат к Коминтерну
Авторы доклада полагают, что в элитах тестируются разные варианты идеологического обеспечения и поиска кадров для следующего президентского срока. Отталкиваясь от последних кремлевских перестановок, в «Минченко Консалтинг» указывают: в элитах считают «эталонным» первый президентский срок «с успешными либеральными экономическими реформами и с нормализацией отношений с Западом».
Быстро меняющаяся внешняя обстановка и попытки найти почву для компромисса с Западом могут повлиять на внутриэлитный расклад в России. В «Минченко Консалтинг» отмечают острый дефицит в «политбюро» фигур, обладающих серьезным внешним ресурсом. Эффективно вести внешнюю коммуникацию с Западом, по мнению экспертов, могут Алексей Кудрин и экс-глава АП Александр Волошин. У Вайно есть связи с Японией, а у министра энергетики Александра Новака — с Турцией и арабским миром.
«Если прорыва в отношениях с внешним миром не произойдет, то высока вероятность скатывания к мобилизационному сценарию и формированию милитаризованного «Госплана 2.0», а внешнеполитическая активность будет сведена к ситуативной поддержке оппонентов США («Коминтерн 2.0»)», — прогнозируют эксперты.
Важным рубежом для формирования внутрикремлевских раскладов в «Минченко Консалтинг» называют выборы в США в этом году, а также в ключевых странах Евросоюза — Франции и Германии в следующем.
В докладе отмечается, что «определенные надежды на ренессанс своего влияния в случае победы» Хиллари Клинтон на выборах президента США «питают деятели ельцинской эпохи», в частности Александр Волошин.
Эксперты отмечают, что «правый поворот» во внутренней политике осложняется низкой популярностью либеральных идей в обществе, провалом на выборах как системных, так и несистемных правых проектов.
В докладе говорится, что противовесом растущей «радикально-охранительской риторике» может быть формирование альтернативного полюса со стороны бывших центристских сил.