16 лет эпохи Меркель в пяти фактах. Как изменилась Германия с 2005 года
Экономика выросла на треть
Ангела Меркель стала канцлером ФРГ в ноябре 2005-го, возглавив коалиционное правительство правоцентристского блока ХДС/ХСС и социал-демократов. В том году ВВП страны в номинальном долларовом выражении составлял $2,8 трлн, следует из данных Всемирного банка. По итогам 2020 года немецкий ВВП оценивался в $3,8 трлн, то есть на 36% больше, чем в год вступления Меркель в должность.
Для сравнения, экономика ЕС в целом в 2005–2020 годах выросла на 28%, а например, Италии — на 1,5%.
В мировом экономическом рейтинге ФРГ при Меркель опустилась на одну строчку. В 2005–2006 годах Германия была третьей в мире по размеру ВВП, уступая США и Японии. С 2007 года ФРГ на четвертом месте — ее обошел Китай. Немецкая экономика демонстрировала рост почти каждый год пребывания Меркель у власти, исключение составляют лишь 2009 и 2020 годы. В 2009 году немецкая экономика сократилась в годовом выражении на 5,7% из-за глобального финансового кризиса и долгового кризиса еврозоны. В 2020 году ВВП страны сократился на 4,9% из-за пандемии коронавируса.
Безработица сократилась втрое
Когда Меркель впервые стала канцлером, то назвала экономический рост и борьбу с безработицей основными целями своего правительства. «Я уверена, что успех нашей коалиции будет оцениваться в зависимости от ответа на вопрос, стало ли в стране больше рабочих мест», — сказала она. Для перелома негативного тренда в немецкой экономике и борьбы с безработицей правительство объявило об отмене привилегий для недавно нанятых работников, чтобы компании активнее нанимали сотрудников. При этом власти объявили о повышении НДС и подоходного налога для состоятельных граждан.
За 16 лет пребывания Меркель у власти ФРГ удалось значительно улучшить ситуацию на рынке труда. В 2005 году уровень безработицы в стране составлял 11,2% (по сравнению с 9% в среднем по странам еврозоны). До 2019-го доля безработных в ФРГ падала каждый год. В 2009 году — в разгар экономического кризиса — уровень безработицы в Германии (7,7%) впервые упал ниже среднего по еврозоне (9,5%). По состоянию на 2020 год уровень безработицы в ФРГ находился на уровне 4,3% — почти в два раза ниже, чем в среднем по еврозоне (8,2%).
В 2013 году Меркель назвала безработицу среди молодежи самой опасной проблемой для Европы. В отличие от южных стран еврозоны ФРГ удалось избежать проблемы нехватки рабочих мест для молодых людей. В 2005 году доля безработных немцев 15–24 лет составляла 15,5% — рекордно высокий показатель в XXI веке. К 2010 году этот показатель составлял 9,8%, а к 2019-му — 5,8%.
Иммиграция в ФРГ побила рекорды
На период пребывания Меркель во главе правительства пришелся рекордный приток иммигрантов в послевоенной истории страны. Пик миграции пришелся на 2015 год, когда в страну въехали 2 млн иностранцев. В последующие годы эта цифра снижалась: в 2016 году — 1,7 млн, в 2017 и 2018 годах — по 1,4 млн, в 2019-м — 1,3 млн, в 2020 году — 1 млн человек. До 2010 года число въезжающих в Германию иностранцев не превышало 700 тыс., в 2005-м этот показатель составлял 579,3 тыс.
Фактором, подстегнувшим миграцию в Германию, стал кризис на Ближнем Востоке и война в Сирии. В 2015 году Меркель заявила о готовности принять сирийских беженцев вне зависимости от того, в какой стране Евросоюза они оказались сначала. «Я уверена, что если мы решим эту крайне сложную задачу, связанную с приемом и интеграцией такого большого потока людей, то завтра это откроет нам новые возможности», — говорила она. Канцлер признала, что процесс приема мигрантов может оказаться сложным, но тем не менее подчеркнула: Германия всегда извлекала пользу от интеграции мигрантов — как для экономики, так и для гражданского общества.
Впоследствии в Германии произошел ряд нападений и терактов с участием выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Власти Германии ужесточили риторику, чтобы заверить избирателей в том, что ситуация находится под контролем. В январе 2017 года Меркель призвала ускорить выдворение мигрантов, которым отказано в предоставлении убежища, после того как уроженец Туниса Анис Амри направил грузовик в толпу на рождественской ярмарке в Берлине. Летом 2018 года власти Германии утвердили ряд мер по более тщательному контролю за миграцией.
Традиционные партии теряют популярность
В период пребывания Меркель у власти традиционные партии — правоцентристский альянс Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза (блок ХДС/ХСС) и левоцентристская Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) — теряли популярность, а более радикальные силы, наоборот, улучшали результаты на выборах. В частности, свои позиции укрепили ультраправая «Альтернатива для Германии» (АдГ), созданная в 2013 году, а также «Зеленые», выступающие за социальные права граждан и использование возобновляемых источников энергии.
В 2005 году ХДС/ХСС и СДПГ вместе получили 69,4% голосов, в 2009-м — 56,8%, а либеральная Свободная демократическая партия набрала 14,6%. В 2013 году доля избирателей, проголосовавших за две традиционные партии, составила 67,5%, а более маленькие партии не смогли навязать традиционным политическим силам конкуренцию. В 2017 году СДПГ и ХДС/ХСС собрали на двоих 53,4% голосов, а третьей по популярности партией стала ультраправая АдГ, получившая 12,6%.
Аналитики называют несколько причин такой фрагментации. Во-первых, рост миграции в Германию подогрел интерес к АдГ, которая обещала ужесточить правила въезда в страну и защитить немецкую культуру. Во-вторых, решение СДПГ войти в коалицию с ХДС/ХСС создало впечатление, что левая партия больше не отстаивает интересы левых избирателей. Поэтому бывший электорат СДПГ переметнулся к более радикальным силам — «Зеленым» и Левой партии (наследнице правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии).
Расходы на оборону выросли в полтора раза
Затраты ФРГ на оборону в 2020 году составили $52,8 млрд — на $22,4 млрд (или на 74%) больше, чем в 2005 году.
По состоянию на 2020 год Германия занимала первое место в ЕС по тратам на оборону, правда, обгоняя по этому показателю Францию всего на $17,7 тыс., следует из данных Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI). Расходы покинувшей ЕС Великобритании на оборону в 2020 году составили $59,2 млрд.
При этом в процентном отношении к ВВП военный бюджет Германии ни разу за последние 16 лет не превышал отметку 1,5%. В 2020 году оборонные траты страны составляли менее 1,4% от ВВП при 2,1% во Франции и 1,6% в Италии.
В 2014 году страны НАТО приняли решение не снижать военные расходы и до 2024 года довести их до «нормы» — 2% ВВП. В период президентства Дональда Трампа дискуссия о недостаточных тратах европейских стран на оборону обострилась. Трамп утверждал, что не понимает, почему Америка обязана оказывать Германии помощь в сдерживании России, в то время как в Берлине не укрепляют собственные военные силы и закупают энергоресурсы у Москвы.
В 2019 году министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр заявляла, что тогдашний уровень расходов страны на оборону — 1,2% от ВВП — неприемлем, призвав повысить его до 2%. Она объяснила это противостоянием внешним вызовам, в том числе со стороны России. Сама Меркель неоднократно утверждала, что привержена цели увеличения расходов на оборону. При этом канцлер уточняла, что довести траты до отметки 2% от ВВП, вероятно, удастся лишь к началу 2030-х годов.