А.Акаев лишен статуса первого президента, льгот и привилегий
Кроме того, бывшему президенту не будут предоставлять помощников с зарплатой из госбюджета, а при обращении в суд он будет платить такую же госпошлину как и все рядовые граждане. Теперь гарантии личной неприкосновенности распространяются только на самого экс-президента, но их лишены члены его семьи. Кроме того, А.Акаев решением парламента лишен возможности активного участия в политической и общественной жизни страны. Для вступления поправок в силу их должен подписать и.о. президента Курманбек Бакиев.
Первый президент Киргизии А.Акаев законом от 2003г. был наделен рядом привилегий, позволяющих ему оставаться в политической жизни страны даже после отставки. Так, согласно этому документу, президент Киргизии после своей отставки становится пожизненным членом Совета безопасности страны, имеет возможность обращаться к парламенту и народу с выступлениями по внутренней и внешней политике, безопасности страны, а также посещать парламентские и правительственные заседания во время обсуждения на них важных государственных вопросов.
Между тем, как утверждает генеральный прокурор Киргизии Азимбек Бекназаров, изменение закона о гарантиях президенту страны противоречит договорённостям, которые были достигнуты с Аскаром Акаевым в Москве. Он не исключил возможности того, что Акаев отзовёт своё заявление о сложении президентских полномочий.
Напомним, Аскар Акаев 4 апреля после длительных переговоров с оппозицией в Москве подписал заявление о сложении с себя полномочий президента Киргизии. В данный момент он продолжает оставаться в России.
Парламент Киргизии вновь перенес рассмотрение вопроса об отставке Аскара Акаева с поста президента страны на 11 апреля 2005г. Таким образом, депутаты уже в четвертый раз не могут решить вопрос о сложении полномочий президента.
Сегодня же исполняющий обязанности министра финансов Акылбек Джапаров на пресс-конференции в информационном агентстве "Кабар" сообщил, что, по предварительным данным, теневые финансовые потоки, якобы идущие семье Аскара Акаева от киргизских предприятий, составляют от 600 тыс. до 1 млн долл. в месяц. Как заверил А.Джапаров, теперь ни один цент из этих долларов не попадет в карман чиновников, все средства будут направлены в госбюджет.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин так прокомментировал сегодняшнее решение киргизского парламента: "Революции происходят все чаще, но демократий больше не становится. Эти гарантии давались не лично А.Акаеву, а первому президенту Киргизии. Революции заканчиваются одним – выходом за пределы правового поля. Мы наблюдаем везде одно и то же. А это значит, что там уходят от демократии, а не идут к ней. И никакие это не революции, а государственные перевороты. Так их и надо называть. У нас сеть тоже масса претензий к Борису Николаевичу, но гарантии ему – это гарантии нам всем в том, что революции кончаются. Мы оказались, к счастью, умнее".
"Революционная ротация властей" приводит к дестабилизации стран и целых регионов, утверждает президент Фонда "Политика" Вячеслав Никонов: "Все эти технологии используются уже полвека – Латинская Америка, Африка, и т.д. – и называется это "операция по смене неугодного режима". Самый яркий пример, – переворот в Чили 1973 года. СССР тоже использовал это по всему миру, это абсолютно отработанная, но почему-то забытая у нас технология. По большому счету происходящее вокруг российских границ можно назвать революциями, поскольку это процессы насильственной смены власти с помощью вывода масс на улицы. Но опыт показывает, что революция не гарантирует реализации более демократической идеи. Новый режим может оказаться и менее демократическим и, кстати, менее лояльным, как Саакашвили не является демократичнее Шеварднадзе, и Кулов с Бакиевым не демократичнее и не эффективнее Акаева".
Рассуждая об опасности подобных технологий в XXI веке, В. Никонов подчеркивает: "Есть значительная опасность выхода таких "революций" из-под контроля в наш век сетевых организаций. Пока процесс сдерживается тем, что перед такими организациями стоит вопрос общей цели, и выработки единой стратегии. Исламские сети и массовые действия пока что не могут предложить революцию в Западных странах. Не в любых странах, они применимы. Но вот угроза взорвать одну из традиционно исламских проамериканских стран - такая угроза стояла всегда. Проамериканские режимы в арабском мире стояли всегда на грани пропасти".
На вопрос, почему американцы решились на поддержку такой "революции" в Киргизии, которая находится как детонатор между скалами, в опаснейшем регионе, В. Никонов ответил:
"Чаще всего такие вещи происходят от обычной глупости. Организаторам революций свойственно черно-белое видение мира. Я говорил с представителями целого ряда американских неправительственных организаций, которые там действуют. И они в один голос говорят о том, что надо более демократизировать режимы, а то в подполье могут расширить свои ряды и нарастить мускулы радикальные исламские организации. Мягко говоря, эта логика вызывает у меня недоумение".
О том, почему другие страны СНГ не оказали помощи Киргизии, когда там практически целое государство оказалось без власти, В. Никонов ответил: "Невозможно оказать помощи стране, которая об этом не просит, это не предусмотрено договором о коллективной безопасности. Дестабилизация там возможнее стабильности. Акаев многое сгладил, но теперь все рвется на поверхность. Следующая власть будет менее стабильной, а сама Киргизия подвергнется угрозе распада, наркобизнес и радикальные исламисты тоже поднимут голову. Увы, это реальность".
Вывод, который делает Вячеслав Никонов относится уже к России: "Главный урок – невозможно "вертикалями" бороться с "сетями". Нужно создавать свои сети, координировать работу государства и бизнеса. Наши бизнес-структуры, как известно, частенько в разных уголках страны проводят политику диаметрально противоположную правительственной".