Эксперты назвали реальный приговор Васильевой ответом на запрос общества
Суд приговорил к пяти годам колонии общего режима бывшего руководителя департамента имущественных отношений Минобороны Евгению Васильеву. Она получила реальный срок наказания, несмотря на то что прокуратура просила лишь об условном. Эксперты считают, что громкое дело «Оборонсервиса», начатое 2,5 года назад и обернувшееся отставкой для министра обороны Анатолия Сердюкова, не могло закончиться по-другому — за это время появился запрос общества на реальное наказание для Васильевой.
По словам президента Центра политических технологий Игоря Бунина, предложение прокурора об условном сроке «было воспринято как пощечина» общественным мнением и реальный срок это уступка ему. Однако общество все равно будет рассуждать так, что многие заключенные сидят и за гораздо менее значительные преступления, а «она столько своровала и получила минимальное наказание», отмечает политолог. Но так как вопрос стоял, сядет ли она вообще или нет, данный приговор это шаг в сторону государственного интереса, считает Бунин.
«Получи она условный, большинство осталось бы недовольно. Фрустрация большинства властям ни к чему. Президент ведь всегда подчеркивает, что именно волю большинства власть и реализует», — объясняет рукводитель Политической экспертной группы Константин Калачев. По его словам, Васильева стала собирательным образом, «ее одиозность сыграла против нее».
Реальный срок это шаг не только навстречу общественному мнению, но и Следственному комитету, говорит политолог Алексей Макаркин. «Мол, если не получилось Сердюкова наказать, то пусть она посидит за пределами своей квартиры», — пояснил он. Приговор не такой уж суровый, учитывая, что часть срока Васильева уже отсидела и вскоре может попросить об условно-досрочном освобождении, но очевидно, что для нее он стал неожиданным и она не готова оказаться в крайне непривычной для себя обстановке, отметил Макаркин.
Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов напоминает, что на обвинениях власти в коррупции строит свою повестку оппозиция. Власть, чтобы сохранить лояльность большинства, должна демонстрировать реальность антикоррупционной борьбы. По его словам, дело Васильевой из-за аппаратной борьбы в какой-то момент «упустили и оно стало широко известным». «У тех, кто защищал Васильеву, уже не было возможности решить дело кулуарно, через телефонное право. Свои позиции, таким образом, отстоял Следственный комитет, который изначально настаивал на реальном сроке, тогда как прокуратура говорила об условном», — говорит Миронов. По его словам, еще одна цель этого приговора одернуть элиты в условиях кризиса, снизить до «нормально-приемлемого уровень коррупции».
По итогам этого приговора президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов также прогнозирует, что власть будет сохранять мобилизацию общественного мнения вокруг себя, привлекая симпатии избирателя через сохранение интереса к политике, а не на снижении интенсивности политических новостей в летний период.