Лидер банды националистов БОРН сообщил об убийствах в «интересах власти»
В понедельник в Мосгорсуде выступил главный свидетель обвинения по делу Боевой организации русских националистов (БОРН) — один из ее лидеров Никита Тихонов, осужденный к пожизненному лишению свободы за двойное убийство в 2009 году адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. В прошлом году он получил еще один обвинительный приговор — за организацию банды БОРН.
Сейчас на скамье подсудимых находится другой подозреваемый в создании националистического бандподполья, выданный Сербией по запросу из России историк Илья Горячев. Он отрицает вину и утверждает, что его оговаривают бывшие друзья.
«В интересах власти»
С Горячевым Тихонов познакомился в 2002 году на одном из интернет-форумов, а уже через год они стали вместе выпускать молодежный националистический журнал «Русский образ». «Я был его помощником. Основную работу по журналу тянул на себе Горячев — добыл деньги, организовал сеть распространения», — рассказывал Тихонов.
О себе националист рассказывал откровенно: считал себя скинхедом, часто дрался перед концертами националистических и антифашистских групп, после футбольных матчей. В одной из таких драк погиб антифашист Александр Рюхин. Тихонов утверждал, что не убивал его, но перешел на нелегальное положение, чтобы не давать показания против своих друзей. Это в конечном итоге и привело к созданию националистического бандподполья.
Чтобы решить вопрос с уголовным преследованием, рассказывал Тихонов, в 2007 году он обратился за помощью к Горячеву, который пытался преобразовать «Русский образ» в политическое движение и хвастался знакомствами в администрации президента.
Горячев ответил, что может ему помочь, но в обмен Тихонов должен будет организовать националистов для выполнения «специфических заданий от влиятельных людей». Сначала, рассказывал Тихонов, ему предложили организовать нападение на «лимоновцев», а когда он отказался, Горячев принес биографию адвоката и правозащитника Станислава Маркелова. Будучи влиятельным в среде радикальных левых, тот к тому же представлял интересы потерпевших по делу об убийстве Рюхина, по делу которого Тихонов числился в розыске.
«Пока этот человек есть, уголовное преследование с тебя не снять», — передал слова Горячева Тихонов. Также из слов Горячева выходило, что на тот момент Маркелов вместе с еще одним выходцем из левого лагеря Ильей Пономаревым, занимавшим пост советника замминистра по информационным технологиям и связи, готовились «оседлать антифа-скинхедов и антифа-хулиганов», чтобы «на западные деньги» «шатать режим». «Этого человека в интересах власти сейчас устранить, то есть убить», — якобы объяснял Тихонову Горячев, приводя в пример Романа Вербицкого, называвшегося в СМИ предводителем «силового крыла» прокремлевского движения «Наши». На нем «была уголовка», которую «пообещали снять за специфические услуги», пересказывал Тихонов аргументы соратника.
Стоя перед коллегией присяжных, Тихонов утверждал, что хоть и поверил Горячеву, но согласился не сразу. «Я поехал на Украину, пытался там найти работу и наладить нормальную жизнь, — рассказывал свидетель. — Но деньги закончились, и я вернулся».
Правильный пиар
На Горячева Тихонов возложил ответственность и за подготовку ряда других убийств, совершенных бандой, тот якобы передал ему базу «антифа» с их адресами и фотографиями и вообще подвел дело к тому, что нужно создать подпольную боевую группу, чтобы совершать «точечные убийства».
Первыми, по словам свидетеля, было предложено расправиться с Маркеловым и одним из признанных лидеров антифашистского лагеря Федором Филатовым. В октябре 2008 года Тихонов вместе с националистом Михаилом Волковым расправились с Филатовым около подъезда его дома, нанеся ему несколько ударов ножом.
«Горячев был доволен убийством, но был недоволен тем, что об этом мало писали в прессе, не было пиар-эффекта», — выступал Тихонов. Тогда вместе с Горяевым они и придумали БОРН.
Чтобы громко заявить об организации, в декабре 2008 года националисты убили гражданина Таджикистана Салоходдина Азизова, отрезали его голову и подкинули к управе Можайского района. «Все писали, что это БОРН», — вспоминал Тихонов достигнутый эффект.
Маркелова, по словам Тихонова, убили со второй попытки. В первый раз преступление должен был совершить Алексей Коршунов, но «антифа» расстроили эти планы, сфотографировав его. Коршунов, испугавшись стать главным подозреваемым, скрылся, рассказывал Тихонов. По его словам, Горячев из-за этого негодовал и требовал убить адвоката, угрожая, что все «договоренности с властными органами сорвутся».
В итоге исполнителем убийства стал Тихонов — в январе 2009 года он застрелил Маркелова и Бабурову, когда те пешком по улице Пречистенка возвращались с пресс-конференции.
Неуловимые мстители
«Горячев был в восторге от информационного шума, убийство произвело фурор в обществе», — продолжил рассказ Тихонов. Свидетель рассказывал, что его друг планировал сделать БОРН «феноменом общественной жизни» — «неуловимым мстителем». Тогда бы «Русский образ», который выступал бы как политическое крыло ультранационалистов, смог бы официально остановить убийства и уличную борьбу, предложив властям компромисс на собственных условиях.
«То есть власть разрешает «Русскому образу» проходить в парламент, а БОРН складывает оружие. Я не видел тогда других альтернатив и помогал Горячеву», — объяснял свою позицию Тихонов. А пока что члены БОРН продолжили убийства: в июне того же года был убит антифашист Илья Джапаридзе, а в сентябре — предполагаемый член банды «Черные ястребы» Расул Халилов.
«Горячев был очень доволен и говорил, что пойдет финансирование якобы от администрации [президента]», — пояснил Тихонов. Пока что подпольная деятельность была возможна за счет того, что Евгения Хасис, его подруга и соратница, продала свою квартиру. За соучастие в убийстве Маркелова и Бабуровой она приговорена к 18 годам заключения.
«С одной стороны, Горячев террором занимался, а с другой — общался с администрацией президента. Прямо как и боевая организация эсеров, лидер которой Евно Азеф и революцию делал, и с охранкой сотрудничал», — рассказывал свидетель.
Тихонов рассказывал, что Горячев даже познакомил его с Леонидом Симуниным, которого он представил куратором от администрации президента, и попросил приобрести для него оружие. Тихонов, который незаконно торговал оружием, приобрел для него Glock. О Симунине как «кураторе из Кремля» в своих показаниях, которые легли в основу обвинения Горячева, рассказывала и Хасис. По открытой информации, Симунин не являлся штатным сотрудником Кремля, но был представителем люберецкого штаба прокремлевского движения «Местные». В настоящее время, по сообщениям СМИ, Симунин работает в Министерстве энергетики самопровозглашенной Донецкой народной республики.
Хасис получит возможность повторить свою версию во вторник — ожидается, что на следующем заседании суда будет давать показания именно она.