Совет Федерации отклонил закон Нарышкина о контроле за правительством
Спешили на каникулы
Совет Федерации в среду отклонил закон, внесенный и сразу принятый Госдумой на ее последнем весеннем заседании в минувшую пятницу. Законом вводится норма, расширяющая контрольные полномочия парламента в отношении правительства, — о создании специальной комиссии из сенаторов и депутатов, с которой правительство должно было согласовывать решения о перераспределении бюджетных средств бюджетной росписью (без изменения закона о федеральном бюджете) в период между сессиями парламента.
Совфед решил создать согласительную комиссию для доработки документа. Это единственный закон, отклоненный на завершающем весеннюю сессию заседании Совфеда, который редко ветирует принятые Думой инициативы.
У сенаторов, в частности, возник вопрос, не ущемляет ли норма о комиссии полномочий правительства — не означает ли закон, что все решения правительства о перераспределении бюджетных средств должны проходить через комиссию, пояснил журналистам в среду председатель бюджетного комитета Думы Андрей Макаров. Он соавтор закона вместе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным.
Тот же вопрос депутатам был задан представителем правительства — замминистра финансов Алексеем Лавровым — на пленарном заседании нижней палаты, где был принят закон. Макаров ответил на него отрицательно: «Это лишь возможность обеспечить правительству бесперебойную работу в период между сессиями парламента — не более того».
Профильный комитет Совфеда по бюджету дважды изменил отношение к закону до пленарного заседания палаты, следует из материалов комитета, которые есть у РБК. Заключение комитета, датированное 5 июля, не содержит ни одного замечания и предлагает Совфеду одобрить закон. Другой вариант заключения, датированный 8 июля — в день, когда прошло заключительное пленарное заседание палаты, содержит замечания и рекомендацию отклонить документ.
Редкое вето
Совет Федерации лишь в единичных случаях отклоняет законопроекты, принятые Госдумой. Так, в июле 2014 года был отклонен проект, защищающий права участников арбитражных разбирательств, и проект, облегчающий внесение иностранных инвестиций в российские компании. В июле 2013 года сенаторы не одобрили проект, разрешающий бизнес-омбудсмену приостанавливать действие муниципальных законов, и проект, позволяющий использовать для оказания универсальных услуг связи смартфоны и планшеты. В декабре 2013 года верхняя палата отклонила проект, обязывающий мигрантов сдавать экзамены по истории России, русскому языку и законодательству РФ. Среди отклоненных проектов были и разработанные депутатами Госдумы, и внесенные правительством.
Все перечисленные документы в течение нескольких месяцев были доработаны, приняты и вступили в силу. Однако так бывает не всегда. В июне 2013 года сенаторы отклонили проект, внесенный Дмитрием Медведевым в эпоху президентства. Документ упрощает процедуру получения гражданства детьми от браков россиян с иностранцами. Согласительная комиссия работает над отклоненным документом уже два года, его не принимают, но и не отправляют в архив.
Мнение комитета на заседании верхней палаты изложил первый зампред Владимир Петров. После этого спикер Валентина Матвиенко дала слово сенатору Николаю Рыжкову. Он тоже раскритиковал предложенные изменения, заметив, что «депутаты, видимо, очень спешили на каникулы», раз так быстро приняли документ.
Матвиенко поставила вопрос на голосование, обратив внимание сенаторов на то, что если они поддерживают позицию комитета и Рыжкова, то должны голосовать «против». Большинство так и сделали, а затем, по предложению спикера, решили создать согласительную комиссию.
Антикризисный контроль
У правительства нет права перераспределять средства бюджета без изменения закона, но Бюджетный кодекс предусматривает исключения. Комиссия должна была бы решать, может ли правительство самостоятельно перераспределять средства в конкретных случаях или требуется собирать Думу в период между сессиями и изменять закон, пояснил Макаров.
Ранее идею создания комиссии поддержал министр финансов Антон Силуанов — он отвечал на соответствующий вопрос Нарышкина на парламентских слушаниях в Госдуме. Сам Нарышкин говорил журналистам, что рассчитывает на создание комиссии по перераспределению бюджетных средств.
Такая же создавалась в 2010 году, на период кризиса, но тогда не пригодилась. Разница между той и новой комиссией в том, что первая была лишь антикризисной мерой, а теперь Дума планирует предусмотреть ее создание в Бюджетном кодексе, пояснил Макаров.
Комиссию планировалось создать на случай возникновения у правительства летом необходимости перераспределения средств бюджета, изменения федеральных целевых и государственных программ (проект постановления правительства должна рассматривать специальная трехсторонняя комиссия, куда входят парламентарии и представители Белого дома), а также для решения вопроса о большей доступности для регионов бюджетных кредитов, уточнил Макаров. Депутаты посчитали, что эти вопросы важны именно сейчас, потому и был принят соответствующий, добавил председатель бюджетного комитета.
Решение Совфеда в отношении своего закона Нарышкин в среду не комментировал.
Если у Совфеда возникли вопросы, «лучше обо всем договориться на берегу», сказал Макаров журналистам. Он отметил, что «никакого эксцесса» в решении Совфеда нет — к обсуждению вопроса парламентарии вернутся осенью, сказал он.
Отвечая на вопрос РБК, Макаров отказался гадать о причинах перемены в позиции профильного комитета Совфеда. Не важно, когда у Совфеда возникли вопросы, важно, что для их разрешения существует законная процедура и Совфед ею воспользовался, пояснил депутат.