Госдума попросит кабмин запретить поставки вина из Грузии
Госдума во вторник попросит правительство рассмотреть вопрос о введении санкций против Грузии после нецензурных высказываний в адрес президента России Владимира Путина на грузинском ТВ. Такое заявление сделал спикер нижней палаты российского парламента Вячеслав Володин по итогам заседания совета Думы, сообщает «РИА Новости».
«Предлагаем правительству рассмотреть возможности прекращения поставок с территории Грузии в Россию вина, воды газированной. Обсудили вопросы прекращения перечисления с территории России денежных переводов», — сообщил Володин журналистам.
По его словам, совет принял решение единогласно, это предложение 9 июля будет рассмотрено депутатами Госдумы.
Вечером в воскресенье, 7 июля, ведущий «Рустави 2» Георгий Габуния во время итоговой еженедельной программы обратился на русском языке к Владимиру Путину, используя в своей речи нецензурную брань.
После этого у здания телекомпании началась акция протеста, участники которой потребовали извинений за прозвучавшие высказывания, а также закрытия канала. Из-за акции протеста в ночь на 8 июля телеканал «Рустави 2» временно прекращал свое вещание и возобновил работу только к утру понедельника.
Грузинские власти также осудили поведение телеведущего, свое мнение по этому вопросы высказали президент страны Саломе Зурабишвили и премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе.
В Кремле, реагируя на поведение Габуния в эфире, назвали ситуацию «позором для грузин».
Денежные переводы
По данным ЦБ, всего денежные перечисления физлиц из России в Грузию по итогам 2018 года составили $631 млн, в том числе через платежные системы (Western Union, «Золотая корона», «Юнистрим» и т.п.) было переведено $361,6 млн. За первый квартал 2019 года из России в Грузию через платежные системы было переведено $71,2 млн, что на $7,3 млн ниже по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
«Я думаю, что в конечном счете потоки не прекратятся, просто для тех, кто их осуществляет, они станут дороже. Но все равно банковские переводы, в том числе через международную банковскую систему, будут доступны, переводы денег через третьи страны будут доступны. Ограничение может коснуться только некоторых платежных систем, которые услуги предоставляют напрямую, так же как на Украину ограничили переводы. В конечном счете не думаю, что это сильно скажется на объеме переводов, но издержки для тех, кто эти переводы осуществляет, конечно, вырастут. Думаю, речь идет о разнице в комиссиях, то есть о 2–3% объемов», — заявил РБК директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Александр Кнобель.
Вина и воды
По данным Национальной службы статистики Грузии, в 2018 году страна суммарно экспортировала 172 млн л минеральной воды на сумму $110,2 млн и 62,7 млн л вина общей стоимостью $196,9 млн.
В 2018 году из Грузии в Россию, по данным ФТС, было ввезено алкогольных и безалкогольных напитков на $197 млн, из них минеральных и газированных вод на $59 млн, а также виноградных вин на $117 млн. За январь—май 2019 года поставки вина составили почти $49 млн, воды — $31 млн. Природной минеральной воды было ввезено в 2018 году около 89,4 млн л на $49,7 млн.
Грузия — крупнейший для России поставщик минеральной воды: в 2017 году на Грузию приходилось около 48,7% всей импортированной воды в России, указывают в Союзе производителей безалкогольных напитков и минеральных вод. В 2018 году Грузия, по данным ФТС, ввезла около 89,4 млн л природной минеральной воды на $49,7 млн.
Один из наиболее известных грузинских брендов — «Боржоми» — с 2013 года принадлежит российской «Альфа-Групп».
Как сообщил РБК гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, по данным за январь—апрель 2019 года, Грузия вышла на второе место по импорту тихого вина в Россию с долей 17% (первое место у Испании с долей 20,3%). За этот период Грузия экспортировала в Россию 14,8 млн л вина на $34,83 млн.
В пресс-службе компании «Ашан Ритейл Россия» РБК сообщили, что в ассортименте компании доля вин, закупаемых в Грузии, составляет не более 8%. «Никаких явных изменений в спросе на этот товар за последние годы мы не наблюдаем», — отметил представитель пресс-службы.
Если запрет введут, ничего неожиданного для потребителя не будет: рынок привык к подобным вещам, прокомментировал РБК директор по импорту компании «Ладога» Дмитрий Журкин. Если с российского рынка уйдет Грузия, эту нишу, как и в прошлый раз, заполнят вина Нового Света, сказал он. Журкин отметил, что ущерб будет нанесен не только грузинским производителям, но и российским импортерам, хоть и в меньшей степени. В последние годы шла активная раскрутка грузинского вина; многие компании — не только грузинские, но и российские — произвели определенные финансовые вложения в то, чтобы этот рынок выстроить заново, напомнил он. В каналах сбыта были совершены значительные инвестиции, которые, по-видимому, не будут отыграны. В случае принятия запрета важно, чтобы он распространял своей действие только на ввоз грузинского вина, а не на его продажу, как это было в 2006 году, считает Журкин, иначе эмбарго ударит не только по грузинским производителям, но и по российским импортерам, у которых на складах находится существенный запас грузинских вин. По словам Журкина, в винном портфеле «Ладоги» Грузия занимает не более 5%.
В компании-дистрибьюторе MBG Wine долю Грузии оценили как «комфортную», около 5%, рассказали РБК в компании. Импортер поставляет в Россию продукцию только одного поставщика. В случае запрета импорта грузинского вина компания будет замещать этот сегмент винами из России и Нового Света, сообщил представитель MBG Wine.
Президент группы компаний Simple Максим Каширин сообщил РБК, что доля Грузии в продажах составляет 5% в объеме и 1,5% в денежном выражении. «Продажи воды и вина из Грузии ежегодно росли в два-три раза. Такой же результат мы ожидали в 2019 году. На фоне сложившейся политической ситуации какого-то особого спроса на грузинские продукты мы не наблюдаем», — сказал он.
В пресс-службе сети «Магнит» РБК сообщили, что доля прямого импорта вина из Грузии в магазины розничной сети незначительная. Поставки продукции осуществляются в прежнем режиме, добавили там.
К настоящему моменту «Лента» не получала уведомлений о необходимости прекращения поставок вина и воды из Грузии, сообщили РБК в пресс-службе сети. В продажах тихих вин доля грузинского вина составляет 9%, воды — 16%. Продукция пользуется популярностью. В случае необходимости в компании будут компенсировать грузинскую продукцию аналогами из других стран.
Представитель X5 Retail Group в беседе с РБК оценил долю грузинский вин в торговых сетях Х5 в 5–6,5%.