Bellingcat опровергла все российские версии крушения Boeing в Донбассе
Независимая экспертная группа Bellingcat в четверг опубликовала полную версию доклада по расследованию крушения Boeing в Донбассе. В документе подтверждаются выводы, ранее опубликованные экспертами. В частности, авторы повторяют заключение о том, что 17 июля 2014 года самолет «Малайзийских авиалиний» был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук».
Единственное, что отличает итоговый доклад от предыдущих материалов проекта по этой теме, — это анализ альтернативных версий трагедии, представленных российским Министерством обороны и концерном «Алмаз-Антей», и их опровержение.
«Альтернативные сценарии, представленные Министерством обороны Российской Федерации и концерном «Алмаз-Антей», в лучшем случае глубоко ошибочны, а в худшем — представляют собой намеренные попытки ввести общественность в заблуждение с помощью сфабрикованных доказательств», — утверждают авторы Bellingcat.
Использование ракет
Российский производитель вооружений «Алмаз-Антей» представил свою версию произошедшего 2 июня 2015 года. Эксперты концерна заявили, что для удара по MH17 использовалась ракета «земля — воздух», и это могла быть только ракета 9М38М1, выпущенная системой «Бук-М1». «Производство ракет «Бук-М1» было прекращено в 1999 году. Тогда же Россия передала все оставшиеся ракеты такого типа международным клиентам», — приводят авторы доклада Bellingcat заявление экспертов «Алмаз-Антея».
«Несмотря на это, пользователи интернета обнаружили множество изображений, по-видимому, ракет 9М38М1 в российских частях», — говорится в докладе. В частности, такая модель ракеты использовалась в 53-й зенитно-ракетной бригаде, отмечают участники исследования со ссылкой на данные Reuters.
Место запуска
Кроме того, в докладе приводится версия Минобороны России, которое возложило ответственность за трагедию на Украину. Авторы документа опровергают эту версию.
В частности, они проанализировали спутниковые снимки, представленные ведомством в подтверждение своей версии. Сравнив эти снимки со снимками компаний Digital Globe и Google Earth той же местности от 17 июля, Bellingcat пришла к выводу, что представленные российским военным ведомством доказательства были сделаны «за несколько недель до 17 июля».
Эксперты обращают внимание на то, что «Алмаз-Антей» называет то же место пуска ракеты, что и Минобороны России, — деревню Зарощенское, расположенную «в 20 км к западу от вероятного места пуска под Снежным».
Авторы доклада напоминают свои выводы о том, что этот «Бук» был перевезен на грузовике из Донецка в Снежное, а затем отправился к югу от Снежного. Оттуда, отмечают они, около 16:20 по местному времени была пущена ракета, которая сбила MH-17.
В документе ЗРК условно называется «Бук 3х2» — по надписям на правом борту, которые видны на фотографиях, опубликованных во французском издании Paris Match, сделанных в Донецке. По данным Bellingcat, похожая на этот «Бук» машина якобы была в составе военного конвоя, который следовал из Курска в Миллерово Ростовской области в июне 2014 года. Ранее этот «Бук» находился в составе 53-й зенитно-ракетной бригады, которая дислоцируется недалеко от Курска, утверждается в документе.
17 июля 2014 года пассажирский Boeing авиакомпании Malaysia Airlines упал недалеко от Донецка. Он следовал рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, на его борту находились 298 человек.
21 июля 2014 года представитель Минобороны России генерал-лейтенант Андрей Картаполов заявил, что российские средства объективного контроля (СОК) 17 июля зафиксировали украинский штурмовик Су-25 в непосредственной близости (примерно 3–5 км) от Boeing 777. Незадолго до катастрофы военный самолет, по данным СОК, начал набор высоты, двигаясь в коридоре для гражданских лайнеров прямо к рейсу MH17. По версии Минобороны, Су-25 мог сбить самолет.
Украина и ряд западных стран считают, что ракета была выпущена с территории, подконтрольной ополченцам ДНР. Международная группа следователей под руководством Нидерландов ведет уголовное расследование обстоятельств крушения Boeing на востоке Украины. 13 октября Совет безопасности Нидерландов планирует опубликовать доклад о технических причинах крушения «Боинга». Окончательный отчет Международная следственная группа покажет в конце 2015 года.
В июле 2015 года представитель в генпрокуратуре Нидерландов Вим де Брюн сообщил Интерфаксу, что в рамках международного расследования они прорабатывают две версии. «Есть версия, что самолет был сбит ракетой класса «земля — воздух», есть версия, что он был сбит ракетой класса «воздух — воздух», — отметил он. Вим де Брюн добавил, что на тот момент следователи до сих пор точно не установили лиц, ответственных за крушение самолета.