Минюст внес в реестр иноагентов Bellingcat и девять журналистов
Министерство юстиции расширило перечень СМИ, выполняющих функцию иностранных агентов. В список попали расследовательская организация Bellingcat, компания — владелец издания MNews Mason G.E.S. Anonymous Foundation (США) и ООО «МЕМО» (учредитель «Кавказского узла»).
Также в реестр СМИ-иноагентов попали:
- Андрей Захаров — корреспондент Русской службы Би-би-си, бывший журналист РБК, один из авторов расследования про «фабрику медиа»;
- Татьяна Вольтская — внештатный корреспондент «Радио Свобода» (издание признано СМИ-иноагентом);
- Екатерина Клепиковская — сотрудник «Север.Реалии» (издание признано СМИ-иноагентом);
- Галина Арапова — директор Центра защиты прав СМИ (внесен в реестр НКО — иностранных агентов);
- Роман Перл — журналист издания «Настоящее Время» (издание признано СМИ-иноагентом);
- Евгений Симонов, внук писателя Константина Симонова, международный координатор коалиции «Реки без границ»;
- Елена Соловьева — «Север.Реалии» (признано СМИ-иноагентом);
- Даниил Сотников — телеканал «Дождь» (издание признано СМИ-иноагентом);
- Елизавета Сурначева — бывший корреспондент РБК, сотрудник издания «Настоящее Время» (признано СМИ-иноагентом).
Таким образом, список СМИ-иноагентов расширился до 85 строчек. Предыдущее расширение реестров иноагентов произошло 29 сентября и было самым масштабным с момента их создания. Тогда в реестры СМИ-иноагентов и общественных объединений иноагентов попали, в частности, «Медиазона», ее главный редактор Сергей Смирнов и издатель Петр Верзилов, правозащитная организация «ОВД-инфо», ряд электоральных экспертов, сотрудничавших с движением «Голос» (признано иноагентом). Всего реестр СМИ-иноагентов тогда пополнился 24 новыми записями.
Сурначева сказала РБК, что пока не знает, будет ли соблюдать ограничения, которые накладывает на нее попадание в список иностранных агентов. «С одной стороны, я уже давно не в России и не хочу делать то, что считаю в корне несправедливым. С другой, я все-таки хочу в Россию приезжать и тупое игнорирование закона в этом случае будет не лучшим решением в моей жизни. Также я не решила еще про оспаривание: чувство справедливости говорит во мне, что надо конечно же идти и доказывать и биться за свою честь и достоинство. А чувство реальности и богатый опыт изучения судебной практики говорят мне, что это просто бесполезная трата времени», — сказала она.
Главред «Дождя» (телеканал был ранее включен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов) Тихон Дзядко комментируя внесение в список Сотникова назвал решение Минюста незаконным и бесчеловечным. «Конечно, мы со своей стороны окажем Дане всю необходимую юридическую помощь», — пообещал он.
Би-би-си назвала приоритетом поддержку попавшего в список Захарова, чтобы он и все его коллеги смогли продолжить работу. «Би-би-си категорически отвергает решение российских властей о включении Андрея Захарова из нашего Московского бюро в «реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента». В мире широко известна репутация Би-би-си как независимого и заслуживающего доверия источника информации», — говорится в заявлении редакции.
Симонов сообщил РБК, что узнал от друзей о внесении в реестр СМИ-иноагентов и что не понятно, «почему я СМИ и на кого это СМИ вещает», — сказал Симонов. Он допустил, что обжалует данное решение. «Ну это признание, что ты реально мешаешь уничтожать природу, я, кажется, первый эколог индивидуально признанный агентом, печально, но ожидаемо, что репрессии перекидываются на экологических активистов», — отметил он.
Роман Перл сообщил РБК, что не получал уведомления от Минюста о внесении в реестр СМИ-иноагентов и узнал о внесении в реестр, когда ему позвонили коллеги. На вопрос, планирует ли он обжаловать данное решение, Перл отметил, что обсудит этот вопрос это с юристами. «Это мутный закон, говоря простым языком. Нужен он исключительно, чтобы усложнить жизнь неугодным власти журналистам. Больше ни для чего», — сказал он.
«Нет, никаких уведомлений я не получала, как, вероятно, и вообще все признанные иноагентами люди», — сообщила РБК Екатерина Клепиковская. «Я узнала об этом сегодня в 17:34, когда коллега прислала мне сообщение с вопросом «Ты как?», а потом массово начали появляться сообщения в телеграмме о том, что Минюст признал очередную «порцию» журналистов иноагентами. Я хотела начать писать новость об этом, потому что я была на рабочей смене и это моя обязанность. Но я не смогла — задрожали руки. Пришлось попросить коллегу подстраховать», — сообщила она. «Я еще не консультировалась с юристом, разговор об этом состоится завтра, но я хотела бы обжаловать этот статус, потому что бездействие явно не улучшит положение», — отметила Клепиковская. Клепиковская уточнила, что оценивает данную меру как дискриминационную. «Это запрет на профессию, это попытка помешать работе, попытка заклеймить журналиста, выставив его чуть ли не шпионом. Это зачистка информационного поля, которое и так не особенно разнообразно», — подчеркнула она.
«Никаких уведомлений я не получала, о внесении в госреестр узнала из чата в Telegram, обжаловать решение буду, сложности такие же, как у всех, кто внесен в список. Эту меру я оцениваю как крайне избыточную», — сообщила РБК журналист «Север.Реалии» (признано СМИ-иноагентом) Елена Соловьева.
В MNews World сообщили РБК, что не получали никаких уведомлений. Возможно, их отправили в фонд, который в реестре указан как наш владелец. На самом деле, нас с данным фондом связывает только то, что мы провели несколько совместных благотворительных акций, которые мы осветили», — говорится в сообщении. Также в MNews World заявили, что не планируют обжаловать решение, так как не являются российским СМИ.
«У нас нет в России ни представительства, ни офиса. В нашей редакции работают волонтеры из разных стран, ни у одного из них нет российского гражданства. Поэтому российские законы нас, так же как и закон об иноагентах, абсолютно не касаются. Также наши взгляды никогда не были направлены против России», — добавили там, отметив, что не видят никаких сложностей из-за включения в реестр.
Закон о СМИ — иностранных агентах президент Владимир Путин подписал в декабре 2019 года. Согласно ему российские СМИ, получающие иностранное финансирование, должны маркировать свои материалы, а иностранные СМИ также обязаны создавать юрлица в России. За отсутствие маркировки предусмотрен штраф. В конце прошлого года Путин подписал закон, в соответствии с которым в реестр иноагентов могут попадать и физлица.
Действующий в России закон об иностранных агентах ограничивает деятельность гражданского общества, независимых СМИ и граждан, идет вразрез с международными обязательствами России, заявил накануне в интервью РБК посол Европейского союза в России Маркус Эдерер.
«Присвоение людям статуса иноагента ведет к их стигматизации, ведь людей отождествляют со шпионами, работающими на иностранную державу. Это в целом сокращает возможности для деятельности некоммерческих организаций и граждан, которые были признаны иноагентами. Им становится очень сложно, иногда невозможно продолжать работать. Именно поэтому мы открыто выступаем против этого закона», — объяснил он.