Реформа ЖКХ невозможна без новых технологий
Реформа жилищно-коммунального хозяйства предполагает прежде всего улучшить качество предоставляемых гражданам услуг, повысить эффективность отрасли, сократить объем дотаций из бюджетов разных уровней, пишет газета "Промышленный Еженедельник".
В качестве главного инструмента достижения этих целей намечено использовать рыночные отношения. Потребитель теперь призван оценивать качество услуг и оплачивать их в полном объеме. В то же время перевод отрасли на рыночные рельсы, по мнению реформаторов, не должен повлечь за собой необоснованного повышения тарифов ЖКХ.
Между тем такая опасность существует. Без эффективного государственного контроля коммерциализация услуг ЖКХ может привести к росту социальной напряженности. Роль государства, состоит в организации адекватной инфраструктуры для создания открытого, конкурентного рынка.
Да, регулирование отрасли необходимо. Однако механизмы регулирования не должны создавать необоснованной нагрузки на коммерческих операторов рынка услуг ЖКХ. В противном случае мы рискуем столкнуться с тем, что физики называют принципом неопределенности: чем с большей точностью мы стремимся измерить какой-либо процесс, тем большую неопределенность мы вызываем в этом процессе. Проще говоря, трудозатраты и накладные расходы могут оказаться столь высокими, что всякая предпринимательская деятельность в этой сфере может оказаться невыгодной.
Таким образом, реформа ЖКХ ставит перед органами государственной власти четыре основные задачи: обеспечение жесткого контроля за необоснованным повышением тарифов, создание условий для эффективной работы коммерческих предприятий, повышение скорости принятия решений, оптимизация расходов на государственное управление отраслью.
Несмотря на неудачи первых шагов реформирования, уже сейчас можно отметить некоторые положительные результаты. Так, вертикальная модель управления отраслью все чаще сочетается с горизонтальной. То есть исполнительная власть на местах начинает применять различные территориальные и отраслевые системы автоматизации, что позволяет повысить эффективность процессов производства и управления. Особенно заметно это проявляется в учете потребления ресурсов и проведения взаиморасчетов.
Сегодня в ЖКХ действуют более тысячи информационных центров. Однако они разобщены, что не позволяет объединять информационные базы и оперативно их использовать. К тому же значительная часть информационных потоков в органах государственного управления ЖКХ имеет восходящий характер, когда после многоуровневой обработки данные накапливаются в ведомственных информационных системах. В то же время территориальные информационные системы практически отсутствуют. Создание информационной инфраструктуры всего сектора ЖКХ выгодно не только государству, но и поставщикам услуг.
Безусловно, сами по себе информационные технологии — не панацея. Помимо технологических решений необходимы также и правовая поддержка, и новые организационные механизмы во всех элементах сектора ЖКХ. В то же время ни одному специалисту не придет в голову заявить, что успех реформы ЖКХ зависит лишь от государства. Только совместные усилия всех заинтересованных сторон приведут к успеху.