В Кремле опровергли отказ России от статьи о незаконном обогащении
«Заявления о том, что Россия не ратифицировала статью 20 [Конвенции ООН против коррупции], являются мифом», – заявил глава администрации президента журналистам в Москве. Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции «полностью, без всяких изъятий и ограничений», сказал Иванов. По его словам, нельзя отдельно ратифицировать статью Конвенции ООН, которая в свою очередь ранее была ратифицирована – «это юридический нонсенс и маразм».
Отказ России ратифицировать статью 20 Конвенции ООН действительно миф – Конвенция была ратифицирована в 2006 году в полном объеме, подтвердил слова Иванова источник РБК в Госдуме. Другое дело, что статья 20 Конвенции не вошла в число положений, по которым у России есть юрисдикция и которые обязательны для выполнения, продолжил собеседник. Статья 20 (о незаконном обогащении) предусматривает введение уголовной ответственности для должностных лиц, неспособных доказать законность происхождения своего имущества, в случае, если это соответствует Конституции страны-подписанта, напомнил источник.
Но такой вид уголовной ответственности противоречил бы, в частности, статье 49 российской Конституции – о презумпции невиновности, указал собеседник.
Антикоррупционные положения, обязывающие чиновников отчитываться о своем имуществе, вводятся в российское законодательство с 2008 года, но с соблюдением конституционного положения о презумпции невиновности: бремя доказывания лежит не на чиновнике, а на следствии, отметил источник.
О том же говорилось в официальном отзыве правительства России на законопроект группы депутатов-коммунистов и эсэров, предлагавший распространить юрисдикцию России на все положения антикоррупционной Конвенции ООН, на которые она не распространена.
«Статья 20... носит диспозитивный характер. В соответствии с ней государствам-участникам предлагается самим определиться относительно путей ее реализации с учетом своих конституций и основополагающих принципов своих правовых систем», – сказано в правительственном отзыве, опубликованном на странице законопроекта в электронной базе Госдумы. Россия реализовала положения статьи 20 Конвенции путем принятия закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», указали правительственные юристы. Законопроект правительством поддержан не был. С момента внесения – в феврале 2013 года – и до настоящего времени он не дошел еще и до первого чтения.
Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О ратификации конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» в марте 2006 года. При этом в тексте подписанного президентом закона от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ говорится, что Россия «обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно статье 15, пункту 1 статьи 16, статьям 17–19, 21 и 22, пункту 1 статьи 23, статьям 24, 25 и 27 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции». Таким образом, согласно закону, Россия не обладает юрисдикцией для признания преступными деяний по статье 20 – соответствующая статья не прописана в российском Уголовном кодексе.
Подписать на сайте Российской общественной инициативы петицию о распространении юрисдикции России на ст. 20 Конвенции ООН призывают соратники Алексея Навального, которые ведут блог оппозиционера, пока тот находится под домашним арестом. «Мы добиваемся полного принятия документа и начала реальной борьбы с коррупцией в нашей стране», – в частности, говорится в блоге.
Конвенция ООН против коррупции содержит перечень коррупционных деяний, которые включают: подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях и злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение, подкуп, хищение имущества в частном секторе; воспрепятствование отправлению правосудия и отмыванию доходов от преступления.
Принятый документ устанавливает новое правило, согласно которому полученные преступным путем и незаконно вывезенные за границу активы должны возвращаться в страну происхождения. Кроме того, в Конвенции подробно прописаны механизмы выдачи коррупционных преступников, а также регламентированы вопросы оказания взаимной правовой помощи и сотрудничества правоохранительных органов.