Суд арестовал бывших руководителей аэропорта Домодедово по делу о теракте
Активизация следствия
Басманный суд арестовал бывшего управляющего директора «Домодедово эрпорт авиэйшен секьюрити» Андрея Данилова. Такую же меру пресечения суд назначил экс-директору аэропортового комплекса Домодедово Вячеславу Некрасову. В понедельник, 8 февраля, была арестована экс-руководитель российского представительства Airport Management Company Limited Светлана Тришина. Эта компания управляет аэропортом Домодедово.
Все трое проходили по делу о теракте в Домодедово с 2011 года, однако ни разу не попадали за решетку. Сейчас следствие активизировалось, рассказал РБК источник в правоохранительных органах, но затруднился пояснить, с чем связана эта активизация.
Топ-менеджеры обвиняются по статье «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц» (часть 3 статьи 238 Уголовного кодекса). По версии следствия, бывшие топ-менеджеры Домодедово не обеспечили надлежащий досмотр пассажиров, из-за чего в здание аэропорта 24 января 2011 года проник смертник Магомед Евлоев.
Прокуратура против
Данилов и Некрасов в ходе заседания суда своей вины не признали. Защита отметила, что надеется на переквалификацию дела, и попросила отпустить топ-менеджеров под залог в 1,5 млн руб. или поместить их под домашний арест. Адвокат Данилова также зачитал в ходе заседания заявление от группы спецназначения «Альфа» ФСБ, в котором топ-менеджера благодарили за помощь в борьбе с терроризмом.
Против ареста выступил представитель прокуратуры. Он отметил, что гибель людей наступила в результате террористического акта и «не может находиться в причинной связи с действиями обвиняемых Некрасова, Тришиной и Данилова, принимавших управленческие решения по оказанию транспортных услуг пассажирам, не отвечающих требованиям безопасности». Прокурор уверен, что действия обвиняемых должны быть квалифицированы по части 1 статьи 238 УК, по которой уже истек срок давности.
Прокурор также назвал задержание экс-руководителей Домодедово незаконным. «Анализ позволяет установить несоответствие данных следствия фактически произошедшим событиям. Заявляю об отсутствии вины в гибели и травмировании людей со стороны должностных лиц», — отметил представитель ведомства на заседании суда (цитата по «РИА Новости»).
С прокурором не согласился представитель СКР. «Евлоев что, себя хотел убить? Тогда он бы взял пистолет и застрелился. Нет, он хотел убить людей, пошел в один аэропорт — не получилось, потому что там хорошие меры безопасности, пошел в другой аэропорт — тоже не получилось, а пришел в этот и прошел, потому что там не было принято надлежащих мер по безопасности», — указал следователь.
Он также пообещал допросить адвоката Некрасова после того, как последний попросил приобщить к делу постановление о прекращении предыдущего уголовного дела в отношении экс-руководителя Домодедово. «Откуда у вас этот документ? В связи с этим я вам заявляю, что вы будете допрошены в ходе следствия», — сказал представитель СКР.
Дело в отношении Тришиной, Данилова и Некрасова было выделено в отдельное производство в апреле 2015 года. Фигурантами этого дела, как следует из материалов следствия, являются консультанты зарегистрированного на острове Мэн офшора Airport Management Company Limited Дмитрий Каменщик и Валерий Коган. Они являются фактическими владельцами Домодедово.
Роли обвиняемых
Светлана Тришина, Андрей Данилов, Вячеслав Некрасов и Валерий Коган являются выходцами из группы «Ист Лайн», которая управляла аэропортом Домодедово. «Ист Лайн» была создана в 1991 году как советско-лихтенштейнское совместное предприятие, объединившее уральские турфирмы «Кедр» и «Малахит». Компания занялась авиаперевозками, к 2000 году у нее уже было 50 самолетов. Но в 2004 году она оставила авиационный бизнес и стала развивать аэропорт Домодедово.
Вячеслав Некрасов, упоминаемый в июньском пресс-релизе СКР, тоже выходец из «Ист Лайна», он трудился в группе «Ист Лайн» с 1994 года, с октября 2009 по декабрь 2010 года был директором аэропортового комплекса Домодедово, а после этого он занял должность исполнительного директора Домодедово. Другой фигурант уголовного дела, Андрей Данилов, по данным базы СПАРК, работал директором ООО «Домодедово секьюрити», а ныне — директор ЗАО «Домодедово Эрпорт Гард» — структуры, которая ранее называлась «Ист Лайн Гард».
«Домодедово секьюрити» до 2014 года принадлежало компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», бывшей главой которого СКР называет Светлану Тришину, а «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», согласно пресс-релизам Домодедово, принадлежала компании «Ист Лайн». Председателем наблюдательного совета группы «Ист Лайн» был Валерий Коган, ныне председатель наблюдательного совета аэропорта Домодедово.
В феврале 2011 года тогдашний президент Дмитрий Медведев потребовал от генпрокурора Юрия Чайки отдельного доклада о владельцах аэропорта. Основная ответственность за антитеррористическую безопасность лежит на правоохранительных органах, но коммерческие организации тоже в ответе за те объекты, которые обслуживают, компании должны быть открыты для диалога, а не прятаться за запутанной структурой собственности, сказал тогда Медведев. «В Домодедово разобрались? Кто собственник? — спросил президент у Чайки. — Есть ответ?» В ответ на эти вопросы Чайка тогда утвердительно кивнул головой.
В сентябре 2013 года Домодедово объявил, что его конечным бенефициаром является председатель совета директоров Дмитрий Каменщик.
В интервью газете «Ведомости» 20 октября 2014 года Каменщик сказал, что единственный собственник Домодедово — он сам, а за его деятельностью следит глава наблюдательного совета Валерий Коган, у которого нет доли в компании.
Старое дело
Тришина, Данилов и Некрасов ранее проходили по делу о нарушении требований безопасности на транспорте. Расследование продолжалось 53 месяца и было закрыто, поскольку в действиях фигурантов в итоге не был найден состав преступления. Как отмечал «Коммерсантъ», из материалов прекращенного дела следует, что вся аппаратура для досмотра была приобретена по распоряжению руководства аэропорта, поскольку техника правоохранительных органов не действовала из-за отсутствия комплектующих или из-за сильного износа.
Кроме того, в материалах говорится, что аэропорт не мог обеспечить проверку всех посетителей и пассажиров, поскольку это возможно сделать только силами правоохранительных органов в случае угрозы теракта. В январе 2011 года о такой угрозе объявлено не было, поэтому сотрудники МВД и ФСБ не были переведены на усиленный режим несения службы.
По данным «Коммерсанта», одним из оснований для прекращения дела стало решение Арбитражного суда Московской области. Инстанция, рассмотрев иск структур, входящих в Домодедово, установила необоснованность требования Ространснадзора: ведомство настаивало, что аэропорт должен незамедлительно принять меры для стопроцентного досмотра в здании аэровокзального комплекса. Арбитраж пришел к выводу, что на момент теракта законодательство не требовало такого досмотра. С тех пор нормативы не изменились.
Январская трагедия
Теракт в зале прилетов международных рейсов в аэропорту Домодедово произошел 24 января 2011 года. Террорист-смертник привел в действие самодельное взрывное устройство, в результате чего погибли 37 человек, еще 172 человека были ранены. Виновными в совершении теракта Московский областной суд признал братьев Ислама и Илеза Яндиевых, Ахмеда Евлоева и Башира Хамхоева. Ахмед Евлоев получил десять лет тюрьмы, остальные — пожизненные сроки.
По версии следствия, 24 января 2011 года несовершеннолетний Магомед Евлоев привел в действие закрепленную на поясе самодельную бомбу мощностью до 5 кг тротила. По данным обвинения, четверо осужденных помогли Магомеду Евлоеву добраться из Ингушетии в Москву, передали пояс смертника, выбрали место для совершения теракта и отправили юношу в аэропорт.
После теракта в Домодедово меры безопасности были усилены во всех аэропортах.