Россия и Германия выступили за усиление миссии ОБСЕ на Украине
В четверг, 9 марта, немецкий политик Зигмар Габриэль впервые посетил Москву в своем новом качестве — министра иностранных дел ФРГ. Ранее Габриэль неоднократно бывал в России как министр экономики (этот пост он занимал с декабря 2013 года по январь 2017 года).
В предыдущий раз Габриэль приезжал в Москву в сентябре 2016 года. «Вся экономика, вся Германия заинтересована в том, чтобы, несмотря на имеющиеся трудности, дальше продолжать все контакты между нашими странами», — заявил он тогда на встрече с российским лидером Владимиром Путиным (цитата по «РИА Новости»). По словам немецкой Die Zeit, у Габриэля в немецком правительстве сложилась репутация «друга России, понимающего позицию Путина (Putin-Versteher)».
Назад к нормальности
Утром в четверг Габриэль провел в Москве переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. По итогам беседы министры провели совместную пресс-конференцию в подчеркнуто миролюбивом тоне, неоднократно отмечая большое число совпадений в позициях Москвы и Берлина. По словам Лаврова, переговоры прошли конструктивно и были полезны. Дипломаты обсудили весь спектр актуальных вопросов мировой политики: ситуацию на Украине, в Сирии, безопасность в Европе.
Как заверил Лавров, по Украине они с Габриэлем сошлись в главном — сторонам конфликта в Донбассе надо прекратить нарушения перемирия, вернуться к исполнению минских соглашений. «Как и Берлин, мы выступаем за укрепление роли ОБСЕ, увеличение количества персонала для мониторинга ситуации», — заметил Лавров. По словам российского министра, работа по «дорожной карте» реализации минских соглашений затягивается. Российский министр снова подчеркнул, что «нынешняя блокада Донбасса националистическими, если не сказать нацистскими, батальонами, неприемлема», призвав Киев «применить все возможности» для снятия блокады.
Национализация предприятий, блокада — все это обостряет конфликт, согласился Габриэль. Как признался немецкий министр, его особенно обнадеживает факт взаимопонимания между ним и Лавровым по вопросу присутствия ОБСЕ на Украине. По словам Габриэля, миссия ОБСЕ по наблюдению за соблюдением перемирия должна иметь гораздо больше сотрудников и мониторить ситуацию круглые сутки, а не в периоды ее обострения.
Немецкий политик выразил сожаление, что «с разными обоснованиями не соблюдаются даже минимальные договоренности и стандарты — прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, гуманитарная помощь, доступ Красного Креста, обмен пленными». «Это минимальные предпосылки, чтобы политический процесс шел успешно», — заметил глава МИД.
Говоря о сирийском конфликте, оба министра подчеркнули пользу от создания все новых переговорных площадок, которые дополняли бы друг друга, вырабатывая новые идеи по мирному урегулированию. В первую очередь, речь шла о конференциях в Женеве и Астане.
Как и в ходе своего предыдущего визита в Москву, Габриэль немало внимания уделил развитию социальных и экономических связей между ФРГ и Россией. «С российским коллегой мы обсуждали молодежные обмены, муниципальное партнерство и многочисленные экономические проекты», — отметил Габриэль.
По словам Лаврова, следующие переговоры с Габриэлем пройдут в конце июня в Краснодаре на российско-германской конференции городов-партнеров. «Мы рассмотрели график предстоящих политических контактов и отметили их возвращение к нормальности, к тому, что было ранее», — подчеркнул Лавров.
Как отметил в разговоре с РБК замдиректора Института Европы РАН Владислав Белов, заявления министров показывают, что подход к России не изменился ни с точки зрения отношения Габриэля лично, ни с точки зрения немецкой дипломатии в целом. Это сочетание готовности к диалогу с Москвой, беспрекословного курса на НАТО, требования всем сторонам украинского конфликта придерживаться минских договоренностей и не допускать «бряцания оружием», о чем говорил и Габриэль, и до этого его предшественник в МИД Франк-Вальтер Штайнмайер.
«Нормальность с немцами у нас существует давно. Не стоит говорить о каком-то потеплении, приезд Габриэля — лишь продолжение здорового рабочего диалога, насколько это возможно в условиях санкций», — подчеркивает Белов. По его словам, ключевая фраза Габриэля на пресс-конференции: «Всегда надо понять своего визави. Почему он ведет себя так, как он ведет?» — как ответ на вопрос о негативном восприятии России в мире. «Это и есть основной посыл Берлина для Москвы, показывающий готовность продолжать диалог», — уверен Белов.
Шпионские страсти
На пресс-конференции дипломаты также прокомментировали информацию о хакерских атаках ЦРУ, о которых рассказал сайт WikiLeaks, и обвинения со стороны немецкой прессы в адрес России о вмешательстве во внутриполитические дела Германии.
«Германские СМИ отвечают сами перед собой. Федеральное правительство таких обвинений [о влиянии России на выборы] не выдвигает», — сказал Габриэль. «Что касается хакеров ЦРУ, у нас нет такой информации», — ответил министр на вопрос, известно ли ему о существовании хакерского центра ЦРУ в Германии. Между тем Сергей Лавров сообщил, что сам старается на секретные переговоры не брать никаких телефонов.
Немецкие СМИ (например, Die Zeit и Spiegel) писали, что уже со времен президентских выборов в США стало ясно, что Россия будет активно вмешиваться в будущие парламентские выборы в Германии в сентябре 2017 года. По мнению журналистов, Россия будет осуществлять трехступенчатую стратегию для достижения своих целей. Первая цель — это дискредитация Ангелы Меркель, главного противника российского президента. Второй целью станет поддержка Кремлем ультраправой «Альтернативы для Германии» и ультралевой партии «Левые». Этот шаг, считает Die Zeit, «ставит под сомнение долговременную стабильность и эффективность каждого нового федерального правительства». Завершающим этапом будет попытка лишить результаты выборов легитимной силы.
«Действительно, имеются слухи про разные страны, которые якобы используют хакеров в своих целях, но мы предпочитаем считать это слухами», — дипломатично прокомментировал на пресс-конференции Габриэль скандал вокруг российских хакеров, которые якобы повлияли на предвыборную кампанию в США и готовятся вмешаться в ход выборов во Франции и ФРГ. «Нас самих обвиняют в атаках, в отправке диверсантов из Чечни, все это абсолютно беспочвенно, — добавил Лавров. — Мы никогда не уходим от разговора и сегодня подтвердили немецким коллегам: если у вас есть факты, обращайтесь, обсудим».
Месяц назад, 8 февраля, на немецком телеканале ZDF вышел документальный фильм «Холодная война Путина — докладывает российский шпион». В фильме бывший российский офицер под вымышленным именем Игорь рассказывает о том, как шпионы под видом чеченских беженцев отправлялись в Германию. «Игорь» утверждает, что на работе в ФСБ он занимался изготовлением фальшивых документов и справок о судимости молодым спортсменам из Чечни для получения ими статуса беженцев в Европе. Чеченка Рубати Митсаева, уже девять лет проживающая в Германии, подтвердила в фильме информацию о связях чеченцев и ФСБ. Тем не менее о точной цели приезда шпионов под видом беженцев в фильме сказано не было. Журналисты ZDF предполагают, что цель ФСБ — дестабилизация ситуации в Германии перед сентябрьскими выборами в бундестаг.
Фокус снаружи внутрь
По мнению Белова, высказывания министра иностранных дел Германии следует рассматривать через призму предвыборной кампании. Сам Габриэль до января являлся председателем Социал-демократической партии Германии (СДПГ) — второй по величине политической силы в стране, младшего партнера в правительственной коалиции. Формально министр остается главой партии и сейчас, поскольку утверждение нового партийного лидера де-юре состоится лишь 19 марта — им станет бывший спикер Европарламента Мартин Шульц, который поведет партию на выборы 24 сентября.
В конце января социал-демократы провели рокировку: Габриэль объявил, что уходит с поста партийного лидера и переходит из Министерства экономики в МИД. В дипломатическом ведомстве Габриэль заменил Франка-Вальтера Штайнмайера, избранного президентом ФРГ. На место Габриэля в партию из Брюсселя вернется Шульц.
Судя по опросам, стратегия социал-демократов пока работает успешно: за несколько недель после «рокировки», по данным исследователей Forsa, поддержка СДПГ выросла с 21 (на 25 января) до 32% (на 8 марта). За этот же период популярность правящей консервативной ХДС/ХСС Ангелы Меркель сократилась с 35 до 33%, поддержка «левых» — с 9 до 7%, а «Альтернативы для Германии» — с 12 до 8%. По сути, Шульц сейчас отрабатывает внутриполитическую линию СДПГ, а Габриэль — внешнеполитическую, отмечает Белов из РАН.