Каковы итоги двух недель военной спецоперации на Украине
Каковы итоги двух недель операции
Вечером 9 марта официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков подвел двухнедельные итоги специальной военной операции России на Украине, начавшейся 24 февраля. По его словам, 90% украинских военных аэродромов, на которых базировался основной состав боевой авиации, выведено из строя. Подготовленных украинских летчиков первого и второго класса практически не осталось, утверждает Конашенков.
Также, по его словам, за время операции российские Вооруженные силы уничтожили 137 зенитных ракетных комплексов ПВО С-300, «Бук М-1» и С-125, или более 90% от имеющихся в боевом составе зенитных ракетных комплексов большой и средней дальности, нейтрализовали 81 радиолокационный пост украинских ПВО.
Всего с 24 февраля уничтожено 2786 объектов военной инфраструктуры Украины, обобщил представитель Минобороны России.
По требованию Роскомнадзора РБК приводит данные о деталях военной операции на Украине на основании информации российских официальных источников.
Согласно оценке Пентагона на 8 марта, Россия по-прежнему сохраняет около 95% боевой мощи, развернутой на Украине.
Поскольку нет никаких признаков того, что президент России Владимир Путин изменит свои намерения, похоже, что российская операция затягивается, сказал во вторник директор ЦРУ США Уильям Бернс.
Россия и не планировала блицкрига, считает редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. Он полагает, что скорость продвижения российской армии достаточна. Если такого рода силы продвигаются в день на 20–40 км — это нормальный темп, говорит он. «С таким темпом наступления всю территорию Украины можно пройти примерно за 40 дней. Но с учетом специфики продвижения — объявления режимов тишины для открытия гуманитарных коридоров и так далее — операция будет длиться больше: как минимум до мая, максимум дней 80», — прогнозирует Леонков.
Важнейшая задача спецоперации, добавил он, — это блокирование украинской группировки у Донецка и Луганска. «Эта группировка сковывает определенные силы армий — российской и ЛДНР», — пояснил эксперт. «Не стоит забывать, что пока идут бои на востоке и в центре Украины, на западе проводятся инженерные работы, строятся укрепления, формируются силы из нацбатальонов и иностранцев, которые прибывают по приглашению Украины», — отметил Леонков.
Что известно о потерях
9 марта Минобороны России также впервые признало отправку солдат-срочников на Украину. По словам Конашенкова, «обнаружились несколько фактов присутствия военнослужащих срочной службы в частях российских Вооруженных сил, участвующих в проведении специальной военной операции на территории Украины». «Практически все» срочники уже выведены в Россию, добавил он. Но ряд военнослужащих, «в том числе и срочной службы», были захвачены в плен на Украине, сказал представитель Минобороны. По указанию Владимира Путина в Главную военную прокуратуру направлены материалы для проверки и правовой оценки действий и наказания должностных лиц, ответственных за невыполнение указания президента о запрете на отправку срочников, сообщил в среду пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
О российских потерях официально сообщалось только однажды, 2 марта. По данным Министерства обороны, к тому моменту погибли 498 российских военных, 1597 получили ранения. Потери украинской армии, по российским данным, гораздо больше: более 2870 человек погибли, около 3700 получили ранения, 572 попали в плен.
По информации ООН на 8 марта, за 13 дней операции на территории Украины погибли по меньшей мере 474 мирных жителя, 861 получил ранения. Гуманитарная ситуация в стране продолжает ухудшаться, у людей заканчиваются предметы первой необходимости, сообщила организация.
Также во вторник представительница Международной организации по миграции Сафа Мсели сообщила в Twitter, что более 2 млн беженцев с Украины прибыли в соседние с ней страны. Из них 103 тыс. человек — это иностранцы, уточнила Мсели.
Как развивается ситуация на переговорах
10 марта в турецкой Анталье пройдет первая за несколько лет встреча министров иностранных дел России и Украины. Это будут первые переговоры на столь высоком уровне с начала военной операции и первая личная встреча Сергея Лаврова и Дмитрия Кулебы. В двустороннем формате они не встречались, а возможности встречи в «нормандском формате» у них также не было. В феврале Лавров увязал имена своего будущего собеседника и министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса — из-за позиции Кулебы по выполнению минских соглашений. «Министр иностранных дел Кулеба прямо заявил, что никакого прямого диалога с Донецком и Луганском не будет, поскольку такой диалог в минских договоренностях не предусмотрен. Это, понимаете, уже точно совершенно школа Геббельса или даже превосходит искусство главного пропагандиста Третьего рейха», — заявил Лавров.
С начала российской военной операции прошли три раунда переговоров делегаций Украины и России в Белоруссии. Практическим результатом переговорного процесса должно было стать открытие гуманитарных коридоров для выхода мирных жителей из нескольких украинских городов, однако, по заявлениям российского Минобороны, украинская сторона срывает эвакуацию гражданского населения.
Как заявлял Песков, переговоры в Белоруссии позволили донести позицию России до Киева. Требования Москвы формулировал и Путин: нейтральный и безъядерный статус Украины при «обязательной демилитаризации страны, а также денацификации украинского государства», признание российской принадлежности Крыма и суверенитета ДНР и ЛНР в административных границах Донецкой и Луганской областей.
Президент Украины Владимир Зеленский с 24 февраля несколько раз заявлял о готовности обсуждать нейтральный статус его страны. В интервью американскому каналу ABC 8 марта он сказал, что членство Украины в НАТО больше не является приоритетом: «Я охладел к этому вопросу, после того как мы поняли, что НАТО не готово принять Украину. Альянс боится противоречивых вещей и конфронтации с Россией». За две недели операции страны — участницы НАТО на всех уровнях — от президента США Джо Байдена до генсека организации Йенса Столтенберга — заявили, что в военных действиях на Украине принимать участие не будут. Канцлер ФРГ Олаф Шольц исключил и принятие Украины в альянс.
8 марта МИД Польши заявил, что страна готова «немедленно» перебросить все свои самолеты МиГ-29 на американскую авиабазу «Рамштайн» в Германии в обмен на западные истребители с аналогичными показателями. Варшава призвала поступить так и другим странам, в которых есть советские военные самолеты. Затем, как пояснили в Варшаве, они могут быть переданы Украине.
На следующий день пресс-секретарь Пентагона Джон Кирби сказал, что США продолжают консультации с Польшей и другими союзниками по НАТО по этому вопросу, но не считают это решение «разумным». В конечном счете решение о передаче принадлежащих Польше самолетов Украине остается за польским правительством, отметил Кирби.
Последней по времени инициативой Киева стало предложение, чтобы ФРГ организовала переговоры между президентами Путиным и Зеленским. Однако у Киева есть предварительные условия для таких переговоров, уточнил заместитель главы офиса президента Украины Игорь Жовква — отвод российских войск и прекращение огня.
Ход боевых действий пока не привел к тому, чтобы стороны проявили готовность к изменению позиции — Россия не меняет заявленных требований, Украина также не готова отступить от своих красных линий, среди которых признание Крыма и республик Донбасса, отмечает консультант International Crisis Group Олег Игнатов. Так что пока обе стороны придерживаются военного сценария, говорит он.