СМИ нашли связь между отравлением Навального и госпитализацией Быкова
В материале The Insider и Bellingcat госпитализация писателя Дмитрия Быкова в апреле 2019 года связывается с отравлением оппозиционера Алексея Навального и журналиста Владимира Кара-Мурзы.
The Insider и Bellingcat утверждают, что обнаружили среди пассажиров самолетов, на которых Быков совершал поездки по стране с мая 2018 года, одних и тех же людей. Авторы расследования называют их сотрудниками ФСБ и отмечает, что среди них был фигурант их расследования об отравлении Алексея Навального.
Поездка в Новосибирск, во время которой, как утверждают The Insider и Bellingcat, был отравлен писатель, была связана с проведением «Тотального диктанта». Тринадцатого апреля Быков и его супруга Екатерина Кевхишвили прилетели в Новосибирск и заселились в отель Domina.
The Insider и Bellingcat предполагают, что неизвестное отравляющее вещество нанесли на одежду Быкова. Однако он не надел ее сразу, и после Новосибирска 14 и 15 апреля провел несколько мероприятий в Екатеринбурге, во время которых чувствовал себя нормально.
Отравленную одежду, как предполагают расследователи, Быков надел утром 16 апреля. С женой он приехал в аэропорт, чтобы улететь в Уфу, и только на регистрации начал чувствовать тошноту. В самолете у писателя началась рвота, повысилось потоотделение, он лег на пол (в изданиях особо отмечают схожесть симптомов и поведения Быкова и Навального). После приземления в Уфе у него были нарушена речь.
Главный редактор «Новой газеты», где работает Быков, Дмитрий Муратов сообщил авторам материала, что для перевозки писателя из уфимской больницы в Москву был нанят частный самолет с реаниматологами на борту. «Уже когда «Як-40» вылетел из Москвы и до Уфы оставался час лету, «из Минздрава поступила команда развернуть самолет в Москву». Пилот связался с больницей и сообщил, что через десять минут он обязан будет подчиниться и развернуться. Тогда Муратов позвонил человеку, который, по его словам, «занимает один из самых высоких постов», после чего пилот сообщил, что ему разрешили продолжать полет», — пишет The Insider.
Быков заявил The Insider и Bellingcat, что у него нет догадок о мотивах вероятных отравителей.
О госпитализации Быкова в Уфе стало известно 17 апреля 2019 года. Изначально сообщалось, что у писателя заподозрили инсульт, но этот диагноз не подтвердился. Врачи ввели его в искусственную кому. Главный реаниматолог и анестезиолог Минздрава Игорь Молчанов тогда оценивал состояние Быкова как тяжелое.
19 апреля его перевезли в одну из московских клиник. Спустя два дня писатель пришел в себя и начал разговаривать. Двадцать девятого апреля Быкова выписали, он сообщал, что чувствует себя хорошо и уже после майских праздников возобновит свои лекции.
Еще во время нахождения в больнице писатель заявлял, что причиной его госпитализации стало отравление. Он не смог сообщить, чем именно отравился, но отверг версии о гипертонии, сахарном диабете, гастрономических или алкогольных излишествах.
«Я ознакомился с расследованием, и у меня нет оснований не доверять ему», — заявил Би-би-си Быков.
Представитель Дмитрия Быкова заявил РБК, что тот не готов давать комментарии по поводу расследования.
РБК направил запрос в ЦОС ФСБ.
В 2020 году Навальный впал в кому во время перелета из Томска в Москву; после нескольких дней лечения в Омске его перевезли в Берлин, где он через две недели пришел в сознание. Врачи из клиники «Шарите» заявили, что он отравлен веществом из группы ингибиторов холинэстеразы. В правительстве Германии сообщали, что в организме Навального нашли следы яда из группы «Новичок» и что их выводы подтвердили независимые лаборатории из Франции и Швеции. Омские врачи следов отравления оппозиционера не нашли. Кремль отрицал причастность к отравлению Навального.
CNN, Bellingcat, The Insider и Spiegel в совместном расследовании связали отравление оппозиционера с деятельностью сотрудников ФСБ. Четырнадцатого декабря вышло расследование The Insider, Bellingcat и CNN, авторы которого пришли к выводу, что группа сотрудников ФСБ следила за Навальным. Путин в ходе большой пресс-конференции 17 декабря назвал публикацию «легализацией материалов американских спецслужб». Центр общественных связей ФСБ назвал расследование «спланированной провокацией, направленной на дискредитацию ФСБ и ее сотрудников».