Не только Трамп: как республиканцы получили большинство в конгрессе США
Парламентская республика
Во вторник, 8 ноября, в США помимо президентских выборов переизбирался весь состав палаты представителей (нижняя палата конгресса), треть сената (верхняя палата конгресса), в 12 штатах граждане избирали губернатора.
По итогам парламентских выборов в Штатах Республиканская партия уменьшила представительство, но сохранила большинство в обеих палатах конгресса. В нижней палате ее представители теперь контролируют более 54% вместо 56,5% мандатов, в верхней палате число занятых сенаторами-республиканцами мест сократилось с 54% до как минимум 52%. Тем самым Республиканской партии не только удалось провести своего кандидата Дональда Трампа на президентский пост, но и удержать контроль над парламентом.
Окончательно в новом виде сенат сформируется после 3 декабря, когда в Луизиане пройдет второй тур выборов. Голосование накануне не выявило единого лидера: самый удачный из кандидатов в сенаторы, республиканец и многолетний казначей штата Джон Кеннеди (не имеет отношения к известному клану) собрал лишь 25% голосов, а его ближайший соперник — всего 17,5%.
Выборы в конгресс проходят каждые два года — соответственно, иногда они совпадают с президентскими выборами, а иногда проходят в промежутке между ними (в таком случае они называются «промежуточными» выборами, midterm elections). Депутаты нижней палаты избираются на два года, сенаторы — на шесть лет. Тем самым в сенате происходит лишь частичное обновление депутатского корпуса.
В этом году выборы коснулись сенаторов от 34 штатов. Изначально именно республиканцы были в наиболее уязвимой позиции: переизбраться собирался 21 сенатор от этой партии против всего семи от демократов. Еще пятеро сенаторов уходят в отставку, отказавшись выставлять свои кандидатуры (из них трое демократов и двое республиканцев).
Как и гласил сводный прогноз социологов на сайте The New York Times, ни один республиканец не смог в итоге «отбить» у демократов какой-либо штат, тогда как у последних получилось занять несколько мест, на которых до этого сидели республиканцы.
Три цвета: красный
В итоге когда в январе 2017 года начнет работу новый созыв конгресса, а Трамп будет приведен к присяге президента, американская политика вернется к ситуации шестилетней давности, когда все три центра политической силы в Вашингтоне (президент и две палаты конгресса) будут представлять одну партию (в упомянутый прошлый раз все центры были под контролем демократов).
Формально для президента США такой расклад сил является позитивным, приемлемым. Противоположностью является нечастая и довольно неприятная ситуация, при которой обе палаты парламента находятся в оппозиции к главе государства.
Такая ситуация за последние полтора века (когда Республиканская и Демократическая партии оформились в современном виде) возникала 21 раз. Именно на эти промежутки времени приходились самые серьезные кризисы между законодательной и исполнительной властью Штатов. В 1867 году палата представителей начала уголовное преследование президента Эндрю Джонсона. В 1919 году сенат отказался ратифицировать Версальский договор, и страна не смогла вступить в созданную Вашингтоном Лигу наций. В 1974 году под давлением конгресса президент Ричард Никсон вынужден был уйти в отставку, а в 1998 году депутаты инициировали импичмент Биллу Клинтону.
В данном же случае избранному президенту Трампу не составило бы труда управиться с парламентом, где большинство держат его однопартийцы. Однако ситуацию осложняют напряженные отношения Трампа с партийными лидерами, в частности, со спикерами обеих палат парламента. Когда в начале октября кандидат в президенты Трамп оказался в центре сексуального скандала, глава палаты представителей Пол Райан и спикер сената Митч Макконнелл отозвали свою поддержку Трампа.
Райан вновь вернулся в команду Трампа лишь за несколько дней до выборов, но в ночь выборов тележурналист и близкий соратник Трампа Шон Хэннити заявил, что Райан не будет спикером палаты представителей нового созыва. Напротив, близкий Макконнеллу источник сообщил изданию Politico, что политик намерен сохранить за собой пост спикера сената.
Пятьдесят плюс один
Именно Макконнелла аналитики Bloomberg называют «настоящим победителем выборной ночи»: с новым президентом и сохранением большинства в верхней палате он сможет разрешить в свою пользу кризис вокруг Верховного суда. После смерти в феврале 2016 года консервативно настроенного судьи Антонина Скалии президент Барак Обама предложил на его место «либерала» Меррика Гарленда. Макконнелл и его однопартийцы-сенаторы в течение полугода успешно блокировали его кандидатуру, мотивируя это тем, что с Гарлендом высшая судебная инстанция потеряет нейтралитет, склонившись в сторону демократов. В свою очередь, Трамп и сам ранее неоднократно публично отвергал кандидатуру Гарленда, сходясь в этом с Макконнеллом.
Для принятия многих законов и поправок сенату необходимо большинство в 60% голосов — чего республиканцам обеспечить по-прежнему трудно. Однако благодаря процедуре «сглаживания бюджетных противоречий» сенаторам достаточно простого большинства, чтобы проводить законы, так или иначе связанные с государственными финансами.
По определению, отмечает Bloomberg, сюда может входить как изменение Налогового кодекса (и проведение обещанной Трампом реформы по снижению налогов), так и вопросы социального обеспечения — например, изменение или упразднение программы Obamacare. С новым президентом сенаторы могут быть уверены, что подобные инициативы могут быть подписаны главой государства и вступить в законную силу.