Правозащитники пожаловались на незаконные методы дознания в деле Немцова
Информация об избиениях обвиняемых поступила на «горячую линию» социальной сети Gulagu.net. Как сообщил РБК ее основатель Владимир Осечкин, на линию обращаются как родственники подследственных, так и сотрудники изоляторов. Он отказался сообщить, кто именно рассказал о пытках в отношении Анзора и Шагида Губашевых и Заура Дадаева, однако отметил, что таких обращений было несколько.
10 марта СИЗО «Лефортово» посетили с проверкой координатор Gulagu.net, зампред Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Ева Меркачева и член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Андрей Бабушкин. По словам Осечкина, несмотря на то что фигуранты дела «содержатся в разных камерах и не имеют возможности согласовывать свои позиции», они говорили об одном и том же: «Все трое заявили нашим представителям и правозащитникам, что они невиновны, что в отношении них применялись незаконные методы дознания. Их избивали, их вынуждали оговаривать своих себя».
Правозащитник направил директору ФСИН Геннадию Корниенко, главе Следственного комитета Александру Бастрыкину и генпрокурору России Юрию Чайке заявление с требованием провести в СИЗО тщательную проверку. Он также попросил организовать медицинский осмотр и судебную медицинскую экспертизу, а также обеспечить личную неприкосновенность и безопасность Губашевых и Дадаева.
«После общения с ними [обвиняемыми] и визуального осмотра членами ОНК установлены множественные синяки и гематомы. Так, члены ОНК визуально установили множественные ушибы и гематомы на руках и ногах Губашевых и Дадаева, на ногах Заура Дадаева также были зафиксированы гематомы и следы от наручников/оков и на руках, и на ногах», – говорится в документе.
«Соответствующие вопросы были заданы представителям администрации, однако администрация СИЗО заверила, что на территории следственного изолятора «Лефортово» к братьям Губашевым и Зауру Дадаеву незаконные методы дознания не применялись», – сообщил Осечкин.
На момент публикации материала получить комментарии ФСИН или СИЗО «Лефортово» не представлялось возможным.
В воскресенье, 8 марта, Басманный суд столицы выдал санкции на арест пяти предполагаемых соучастников убийства Немцова: Заура Дадаева, братьев Шагида и Анзора Губашевых, а также Тамерлана Эскерханова и Хамзата Бахаева.
По версии следствия, Заур Дадаев является организатором и основным исполнителем преступления. Во вторник источники агентства «Росбалт» в правоохранительных органах сообщили, что в деле об убийстве Немцова не было заказчиков, а само преступление было спланировано и осуществлено Зауром Дадаевым и Бисланом Шавановым. При этом официально версия о наличии заказчика еще прорабатывается.
Во вторник, 10 марта, газета «Московский комсомолец» опубликовала фото предполагаемых убийц Бориса Немцова в автомобиле ZAZ Chance. По версии следователей, именно на этой машине убийцы скрылись с места преступления. На обнародованных фотографиях с камер видеонаблюдения видны двое мужчин, предположительно один из них – Заур Дадаев.
Политик Борис Немцов был убит в ночь на 28 февраля на Большом Москворецком мосту в центре Москвы. В оппозиционера выстрелили шесть раз, четыре пули попали в цель и оказались смертельными.