МИД: Катастрофу под Смоленском россияне восприняли как свою беду
"Сегодня исполняется вторая годовщина трагического события, глубоко печальной страницы в истории российско-польских отношений. Не будет преувеличением сказать, что эта трагедия вызвала настоящий общественный шок в наших странах", - отмечается в заявлении.
А.Лукашевич подчеркнул, что Россия "оперативно, деятельно и в то же время очень деликатно" отреагировала на просьбу польской стороны помочь в решении "многочисленных вопросов", связанных с этой авиакатастрофой.
По словам официального представителя МИД России, в этом году польская сторона направляет в Смоленск делегацию во главе с министром культуры и национального наследия Богданом Здроевским, в состав которой входят семьи жертв катастрофы. Кроме того, сегодня в Смоленске председатель Госдумы Сергей Нарышкин почтит на месте катастрофы память погибших.
Напомним, самолет Л.Качиньского разбился 10 апреля 2010г. при заходе на посадку на аэродром Северный в Смоленске. Погибли все находившиеся на борту 96 человек, включая президента Польши, его супругу, восемь членов экипажа и многих высокопоставленных представителей польских властей.
Международный авиационный комитет (МАК) 12 января 2011г. обнародовал окончательный доклад о расследовании авиакатастрофы. Техническая комиссия однозначно возложила ответственность за трагедию на пилотов, решивших не уходить на запасной аэродром вопреки неблагоприятным метеоусловиям, а косвенной причиной падения самолета была названа недостаточно квалифицированная подготовка борта и экипажа. Кроме того, эксперты МАК пришли к заключению, что пилоты президентского Ту-154 действовали в условиях психологического давления со стороны VIP-пассажиров лайнера, в том числе главнокомандующего Военно-воздушными силами Польши Анджея Бласика, в крови которого после смерти был обнаружен алкоголь.
Вместе с тем польская сторона неоднократно выражала несогласие с результатами расследования МАК. Так, согласно материалам польского разбирательства, руководство российских диспетчеров вынудило последних давать команды на посадку самолета на аэродроме под Смоленском, несмотря на плохие погодные условия. Они также обвиняли Москву в попытках спрятать или подделать документы, которые были необходимы для расследования. Причиной крушения Ту-154 под Смоленском стало то, что самолет опустился ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости снижения в сложных метеорологических условиях и поздно ушел на второй круг, говорится в окончательном отчете польской комиссии.