В России зафиксировали многократный рост высылки мигрантов
Ситуация в столице
Москва стала лидером среди всех регионов по числу высланных из страны мигрантов. Как следует из доклада комитета «Гражданское содействие», треть всех постановлений о выдворении мигрантов из России принимается в столице.
Доклад «Административные выдворения из России — судебное разбирательство или массовое изгнание?» был представлен правозащитниками 10 мая. Исследование (есть в распоряжении РБК) проводилось на основе данных Судебного департамента при Верховном суде, статистики ФМС, изучения законодательства и мониторинга ряда судебных заседаний в районных судах Москвы.
Правозащитники указывают, что число дел об административном выдворении иностранных граждан в 2013 году составило 137,1 тыс. (это в три раза больше по сравнению с 2012 годом). В 2014 году этот показатель достиг 198,4 тыс., а в 2015 году снизился до 177,8 тыс. В докладе говорится, что с 2013 по 2015 год суды вынесли 513,3 тыс. решений об административном выдворении, 98% из них были приняты по статьям 18.8 и 18.10 КоАП.
Столичные суды за 2013 год приняли 36,7 тыс. решений о выдворении (рост в три раза к 2012 году), за 2014 год — 59,6 тыс., за 2015 год — 58,2 тыс. В комитете обращают внимание, что за последний год в России в целом стали выдворять меньше на 15%, в то время как в Москве никакого снижения не зафиксировано.
Москва на общем фоне выделяется из-за того, что основной поток мигрантов устремляется именно в столицу, объясняет РБК представитель «Гражданского содействия» Елена Срапян. В докладе подчеркивается, что на Москву, Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградскую область приходится более 50% всех решений о выдворении, выносимых в России.
Решение о выдворении было принято, например, в отношении сирийца Шавы Мохамеда, который в мае 2013 года получил временное убежище в России. Через два года УФМС России по Московской области отказалось продлить свидетельство о временном убежище. «Мне сказали: вы можете вернуться, у вас дома, в Алеппо, все в порядке», — рассказывал Мохамед.
В суде сотрудник УФМС настаивал, что сириец находится в России по экономическим причинам, а в Сирии уже прекратились боевые действия, отмечал юрист сети «Миграция и право» центра «Мемориал» Майванд Абдул Гани.
Изменения в законодательстве
Как говорится в документе, многократное увеличение числа выдворенных из России мигрантов произошло после того, как в силу вступили изменения в законодательстве — это статьи «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания» и «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ» (ч.3 ст.18.8 и ч.2 ст.18.10 КоАП РФ соответственно). Эти нововведения позволили «легитимизировать начало массовых выдворений», полагают в комитете.
В исследовании отмечается, что это далеко не единственные изменения в миграционном законодательстве за последние годы. «Попытка уследить за этими изменениями требует особых усилий даже со стороны российских юристов, не говоря уже об иностранных гражданах без специального образования в области права, — говорится в докладе. — Важной отличительной чертой данного законотворчества стала возрастающая роль массовых выдворений и еще более массовых запретов на въезд».
Правозащитники полагают, что миграционная политика России в отношении стран бывшего СССР включает в себя две главные задачи: сохранить безвизовый режим и ужесточить режим работы и пребывания для иностранцев, а также решить проблему нелегальной миграции с помощью массовых выдворений и запретов на въезд.
По данным ФМС, в 2013 году запрет на въезд был применен в отношении 449,6 тыс. человек (рост более чем в шесть раз по сравнению с 2012 годом), в 2014 году — в отношении 676 тыс. человек, а в 2015 году — в отношении 481,4 тыс. человек. Таким образом, только ФМС за три года запретила въезжать в Россию более чем в 1,6 млн случаев.
Ужесточения законодательства и рост числа выдворений привели к тому, что значительно возросло количество мигрантов, которые живут и работают в России без необходимых документов, утверждается в докладе.
Судебная практика
Рассмотрение дел по ч.3 ст.18.8 и ч.2 ст.18.10 КоАП составило в 2015 году 81% от всех рассмотренных в районных судах Москвы административных дел.
В докладе отмечается, что судебные заседания по высылке мигрантов нередко проходят с многочисленными нарушениями: это, например, проведение коллективных рассмотрений, отсутствие обязательного оглашения протокола об административном правонарушении и судебного решения и т.д. «Были зафиксированы случаи, когда судебное заседание как таковое и вовсе не проводилось, вместо которого привлекаемым к административной ответственности иностранным гражданам просто выносились уже готовые копии решений судьи», — подчеркивается в исследовании.
Правозащитники выявили рекордсменов среди столичных судей. Так, судья Чертановского районного суда Москвы Андрей Васильев с января по июнь 2015 года рассмотрел более 2500 административных дел, из которых около 95% составляют дела по указанным двум статьям КоАП.
«В среднем судья Васильев рассматривал около 22 дел каждый рабочий день. В отдельные дни судья Васильев вынес более 60 решений, что составило порядка семи рассмотрений в час, или порядка 9 минут на каждое дело», — говорится в докладе.
Рекорд по наибольшему числу выдворений принадлежит судье Головинского суда Сергею Базарову. «23 января 2015 года, в укороченный пятничный рабочий день, он рассмотрел дела и выдворил из РФ более 90 человек. Получается, что в этот день, даже если он ничем другим не занимался, у судьи Базарова рассмотрение шло со скоростью менее 5 минут на каждое дело, включая заполнение всех соответствующих бумаг», — указывают в «Гражданском содействии».
В Головинском, Дорогомиловском, Нагатинском и Троицком районных судах по итогам шести месяцев 2015 года было зафиксировано 100% решений о назначении административного наказания по ч.3 ст.18.8 и ч.2 ст.18.10 КоАП.
Наказание по этим статьям может назначаться как в форме «контролируемого самостоятельного выезда» с территории страны, так и в форме принудительного выдворения. Правозащитники отмечают, что судьи в основном предпочитают первый вариант: таким образом экономятся бюджетные средства, а мигранты сами оплачивают свой отъезд из России.