Фигуранты «кокаинового дела» из Аргентины попросили Россию о помощи
«Чувствуем себя брошенными Россией»
Задержанные в Аргентине фигуранты дела о контрабанде кокаина из Латинской Америки в Россию Иван Близнюк и Александр Чикало рассказали РБК свою версию событий. Через работающего с ними адвоката Лилиану Борисюк они передали редакции написанное от руки письмо. Оба подозреваемых находятся в тюрьме города Маркос-Пас (Complejo Penitenciario Federal II Marcos Paz).
Письмо Близнюка и Чикало состоит из двух частей. В первой фигуранты расследования заявляют о своей невиновности, во второй рассказывают подробности дела.
Близнюк и Чикало настаивают на том, что первый секретарь посольства России в Аргентине Олег Воробьев оклеветал их и дал «лживые» показания, чтобы отвести ответственность «от себя и других преступников и наркодипломатов».
«Все обвинения против нас были подстроены, не имея никакой доказательной базы, ни улик, не говоря уже о том, что мы стали самыми бедными наркотрафикантами в мире. При нашем аресте в наших домах и в течение проверки следствием не было найдено ничего противозаконного, а также [ни] денег, ни ценностей, не говоря уже о том, что ни наркотиков, ни связи с ними представлено не было», — пишут они.
Арестованные в Аргентине фигуранты дела заявили, что чувствуют себя брошенными Россией. «Создается впечатление, что всем удобно вести дело с целью обвинить посторонних невиновных и скрыть реальных преступников», — отмечают Близнюк и Чикало.
РБК направил запрос в МИД России, чтобы узнать, обращались ли Близнюк и Чикало за помощью к представителям посольства в Аргентине. Адвокат Борисюк сказала РБК, что ее подзащитные сохранили российское гражданство.
Кокаиновое дело
Об обнаружении 389 кг кокаина на территории российского посольства в Буэнос-Айресе в феврале 2018 года рассказала министр безопасности Аргентины Патриция Буллрич.
Как следует из ее слов, в декабре 2016 года посол Виктор Коронелли сообщил властям Аргентины о кокаине, найденном в подсобном помещении школы, расположенной на территории диппредставительства. После этого наркотик был тайно заменен на муку, чемоданы, в которых он хранился, снабдили GPS-передатчиками, и силовые структуры двух стран договорились об операции, для того чтобы раскрыть всю преступную цепочку. Затем прошла контролируемая поставка «наркотика» в Москву.
В результате операции были арестованы шесть человек: три предполагаемых сообщника контрабандистов в России (бывший завхоз посольства Али Абянов, а также бизнесмены Владимир Калмыков и Иштимир Худжамов), полицейский из Буэнос-Айреса Иван Близнюк и механик Александр Чикало в Аргентине, а также бизнесмен Андрей Ковальчук в Германии.
В материалах российского уголовного дела, с которыми ранее ознакомился РБК, Близнюк и Чикало не упоминаются. Но аргентинское следствие считает их наравне с Абяновым главными организаторами поставки на месте и строит обвинение на информации, полученной при помощи прослушки телефонных переговоров.
Близнюк работал в правоохранительных органах Буэнос-Айреса. Кроме прочего, как ранее писал РБК, он занимался организацией совместных мероприятий МВД России и Аргентины. Источник, близкий к посольству России, отмечал, что Близнюк был «связующим звеном» между аргентинскими властями и российским МВД. Также известно, что Близнюк занимался охраной российского посольства.
Чикало, по специальности механик, зарабатывал в Аргентине тем, что обслуживал танкеры и нефтевозы. Из его профиля LinkedIn следует, что с января 2017 года он работал старшим механиком в CA Group.
Версия Близнюка и Чикало
Во второй части письма Близнюк и Чикало излагают свою версию произошедшего. Чемоданы с кокаином были найдены в школе при посольстве, в то время когда за безопасность дипмиссии отвечал Воробьев, пишут они. Он работал вместе с бывшим завхозом, еще одним подозреваемым по делу — Али Абяновым и сменившим его на должности Игорем Роговым, говорится в письме.
По данным российского следствия, Абянов закончил работу в августе 2016 года и отправился в Россию. Незадолго до этого, в июле того же года, именно он занес в школу при посольстве чемоданы с кокаином. «Эти три человека [Абянов, Рогов и Воробьев] общаются с Ковальчуком и знают его, — пишут Близнюк и Чикало. — Но никто кроме К (Ковальчука. — РБК) и Абянова не попадает в подозрение следствия».
Воробьев, проходящий по «кокаиновому делу» свидетелем, работает в посольстве России в Аргентине с конца 2015 года. В его обязанности входит, помимо прочего, «обеспечение безопасности посольства и его сотрудников», рассказывал он на допросе полковнику МВД Александру Забродину, руководителю российской следственной группы по этому делу. Также он сообщил следователю, что познакомился с Ковальчуком в 2016 году и с тех пор неоднократно с ним общался. По версии российского следствия, именно Воробьева первого насторожили чемоданы Ковальчука в подсобке посольской школы, и он предложил их вскрыть. Согласно материалам аргентинской прокуратуры, после этого Воробьев сотрудничал с расследованием и участвовал во встречах с Ковальчуком под контролем жандармерии.
МИД России неоднократно опровергал информацию о возможной причастности дипломатов к этой контрабанде.
Как утверждают Близнюк и Чикало, «физическую охрану и мониторинг всех зданий [принадлежащих посольству России] осуществляют коменданты ФСБ, которые контролируют всех, кто входит и выходит, а также пронос вещей». По их словам, вход в здание школы для родителей учеников и соотечественников, не работающих при посольстве, «строго воспрещен». Они обращают внимание на странность ситуации в школе: «Рогов хранит шесть месяцев непонятно кому принадлежащие чемоданы, и ни начальник [службы безопасности], ни коменданты не знают об этом или не обращают на это внимание (принимая во внимание то, что в школе проводят раз в месяц пожарные учения и не видят при обходах ничего странного)».
«После этого у Воробьева хватает совести, чтоб показывать пальцем и обвинять тех, у кого даже нет доступа к указанным объектам, — пишут Близнюк и Чикало. — Тем самым он не только отводит от себя подозрения и ответственность, но также, пользуясь допуском к делу, запутывает и втягивает невиновных, тем самым прикрывая шайку наркодипломатов и преступников».
В своих показаниях Рогов рассказал, что незадолго до того, как закончить службу, Абянов показал ему чемоданы. Отвечая на вопрос Рогова об их содержимом, Абянов рассказал, что это чемоданы Ковальчука и в них предположительно находится вино.