О чем договорились Путин и Лукашенко
О чем договорились президенты
Пятая за год встреча президентов России и Белоруссии Владимира Путина и Александра Лукашенко в четверг, 9 сентября, закончилась их первой за год совместной пресс-конференцией.
Главным стало объявление о завершении работы по составлению плана дальнейшей интеграции двух стран. Переговоры велись почти три года. Как напомнил Путин, они касались разработки 28 так называемых союзных программ, нацеленных «на унификацию законодательства России и Белоруссии в различных областях экономики, на выравнивание условий деятельности хозяйствующих субъектов двух стран».
10 сентября премьер-министры двух стран Михаил Мишустин и Роман Головченко финализировали документ и он был опубликован на сайте российского правительства.
- Доступ к системе государственных закупок
Как заявил Путин, Россия и Белоруссия подпишут договор об общих принципах взимания косвенных налогов, внедрении системы администрирования косвенных налогов в рамках Союзного государства. Цель этого — чтобы была видна структура цены товара. Когда будет понятно, какова стоимость товара, который ввезен на территорию России или Белоруссии, тогда можно говорить о его реальной стоимости, пояснил российский президент. Понимание реальной стоимости позволит перейти к единой промышленной политике и к доступу к госзакупкам и госзаказам.
Именно этот пункт Лукашенко назвал главным для его страны. «Это равные права для субъектов хозяйствования наших стран — Беларуси и России. Те самые равные условия, о необходимости которых различные представители Беларуси, в том числе я, как президент, говорим на протяжении многих лет. Это основа основ», — сказал он в четверг.
Реализация этого пункта позволит подключить белорусские компании к российскому рынку госзакупок, что особенно важно на фоне сложной мировой экономической обстановки, обращает внимание белорусский политолог Алексей Авдонин. До сих пор российские предприятия зачастую выставляли такие технические требования и нормативы, которые исключали участие белорусских производителей, например действовали требования, связанные с локализацией компаний и так далее, указывает он. Проблему доступа предприятий Белоруссии и других членов Евразийского экономического союза к российской системе государственных закупок не раз обсуждалась в ЕАЭС. Одним из наиболее ярких примеров стала ситуация с закупками белорусских камвольных тканей российскими оборонными предприятиями. Тогда добиться доступа Белоруссия смогла только после обращения в коллегию Евразийской экономической комиссии.
- Единая денежно-кредитная политика
Также, по словам Путина, были определены общие ориентиры формирования в перспективе единой денежно-кредитной политики, осуществления валютного регулирования, интеграции национальных платежных систем и создания общего платежного пространства в рамках Союзного государства. Российский политолог Андрей Суздальцев называет интеграцию платежных систем одной из самых сложных задач из тех, что предстоит решить.
«Российская и белорусская экономики, хоть и тесно связанные между собой, но все-таки сами основы экономики — разные. И внешние шоки, которым они подвержены, тоже разнятся, а значит, странам нужна разная макрополитика», — полагает доктор экономических наук, эксперт Центра экономических исследований BEROC Лев Львовский. Россия, приводит он пример, — чистый экспортер больших объемов нефти и газа, а Белоруссия — импортер и экспортер, поэтому, когда цена на нефть снижается, экономики реагируют на это по-разному.
- Цена на газ для Белоруссии
За время ведения переговоров по углублению интеграции белорусская сторона не раз указывала на свою принципиальную позицию — цена на российский газ должна быть для Минска гораздо ниже, чем для европейских стран, заявлялось требование цены, как в российской Смоленской области. Путин в четверг сообщил, что на следующий год цена для Минска сохранится $128,5 за тысячу кубов.
«Цена на европейском рынке — $650 за тысячу кубов. Так что разница, мне кажется, понятна», — подчеркнул он. В будущем цена может измениться, так как Россия и Белоруссия, как было объявлено в четверг, до 1 декабря 2023 года подпишут документ по созданию объединенного рынка газа в рамках Союзного государства, предусмотрено заключение договора об объединении рынков нефти и нефтепродуктов, а также договора о едином рынке электроэнергии. Программы объединения этих рынков приняты и в ЕАЭС, но там создание общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов отнесено на время не позднее 2025 года. Союзное государство, таким образом, продолжает быть полигоном для ЕАЭС, говорит Авдонин.
- Права граждан
Президенты также много говорили о том, что все программы в конечном счете ориентированы на улучшение условий жизни и работы граждан двух государств. По словам Путина, будут выработаны и единые подходы к законодательству в области трудовых отношений, охраны труда, занятости населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми. Многие проблемы на этих направлениях уже решены: граждане двух стран могут свободно приезжать друг к другу без заграничных паспортов и находиться на территории без регистрации в миграционных службах до трех месяцев, граждане России и Белоруссии имеют право на равных приобретать и распоряжаться имуществом; действуют соглашения о пенсионном обеспечении.
По оценке Авдонина, в этих областях есть еще над чем работать. Прежде всего необходимо снять ограничения на перемещения граждан, введенные из-за пандемии коронавируса, а в будущем есть необходимость в решении вопросов, связанных с тем, что у стран несколько иные системы, связанные с подоходным налогообложением, начислением страхования, отчислениями в фонды соцзащиты.
- Кредитная поддержка Белоруссии
С сентября этого года и до конца 2022 года Россия, по словам Путина, выделит Белоруссии примерно $630 млн. По оценке Суздальцева, этого объема кредитования Минску не хватит для покрытия потребностей. Эта сумма гораздо меньше предыдущих $1,5 млрд, о которых говорила белорусская сторона, и заранее ставятся ограничения, что это до конца 2022 года, тем самым запросы Минска ограничиваются, говорит Львовский.
Что с политической интеграцией
Когда переговоры по интеграции находились в начале, стороны обсуждали возможность тесной политической интеграции, допускалось создание 12 наднациональных органов, включая единый эмиссионный центр, но эти предложения были отброшены. Единой валюты пока не будет, подтвердили в четверг президенты. «Центральный банк России и белорусский Национальный банк в один голос попросили нас к этому вопросу пока не подходить», — сказал Лукашенко.
Говоря о политической интеграции, президенты выражали уверенность в том, что сначала надо добиться исполнения экономической. «Нужно создавать экономическую базу <...>, а все остальное — это политическая надстройка», — считает Путин. «С крыши строить дом мы отказались давно», — резюмировал Лукашенко. При этом в ходе пресс-конференции он повторил, что в случае необходимости и воли народов о более тесной политической интеграции Москва и Минск договорятся быстро.
Как в экономических, так и в других вопросах, например об общем оборонном пространстве, о котором говорили Путин и Лукашенко, слишком много неизвестных, сама церемония в четверг была сильной, но, насколько прорывными оказались договоренности, станет известно позже, сказал РБК Суздальцев. Он напоминает, что в прошлом многие масштабные программы России и Белоруссии тормозились и не выполнялись.