Вызвавшие резонанс законы Госдума рассмотрит в последнюю сессию
На ужесточение два месяца
В понедельник стартует последняя сессия Госдумы перед ее перевыборами в сентябре. Депутатам придется совмещать подготовку к выборам с принятием неоднозначных законов, которые они не успели рассмотреть в прошлом году. Преимущественно это правительственные инициативы, вернуться к которым депутаты обещают в январе.
«Близость выборов уже влияет, поэтому ужесточать законодательство будут в феврале—марте, а с апреля начнут заигрывать с избирателями по различным социальным вопросам», — считает депутат Вадим Соловьев (КПРФ). По его словам, власть находится в противоречивой ситуации. «Углубление кризиса и рост протестных настроений она усмиряет запугиванием и новыми жестокими законами. Но избирательная кампания уже начинается, поэтому остатки таких законов протащат поскорее в ближайшие месяцы, чтобы потом перед выборами только задабривать избирателя», — заключает Соловьев.
Не автопробег, а демонстрация
Бурную реакцию общественности, в частности автовладельцев, вызвал правительственный законопроект об автопробегах, разработанный МВД и внесенный в Госдуму в сентябре. Эти поправки в закон о митингах причисляют автопробеги к демонстрациям, а установление палаток в общественных местах (так называемых палаточных городков) — к пикетированию. За нарушение закона о митингах гражданам грозит штраф до 300 тыс. руб., юридическим лицам — до 1 млн руб.
Ожидалось, что профильный комитет по общественным организациям рекомендует принять законопроект в первом чтении и сразу в целом. Однако комитет рекомендовал принять его только в первом чтении. Представители оппозиционных фракций на заседании комитета заявили, что не поддержат законопроект на голосовании. Позже и само рассмотрение инициативы парламентом, назначенное на 4 декабря, перенеслось на неопределенный срок.
В Думе приступили к рассмотрению инициативы на фоне протестов дальнобойщиков, однако председатель комитета Ярослав Нилов (ЛДПР) отрицает эту связь, указывая, что документ был внесен в Думу задолго до протестов.
По его словам, скорее всего законопроект примут весной, а проголосует за него только «Единая Россия». «От этого закона пострадают представители разных политических партий. Например, у ЛДПР постоянно ездят по стране газели с символикой, везущие газеты, атрибутику и т.д. Получится, две газели подряд — уже демонстрация», — рассуждает Нилов.
Больше силы ФСИН
«Застрял» в Думе и другой нашумевший законопроект, расширяющий полномочия сотрудников ФСИН. Поправки были внесены в Госдуму правительством в мае. Они вдвое увеличивают число оснований для применения физической силы, спецсредств и оружия к заключенным. Использовать их разрешается для пресечения любых нарушений режима содержания, блокирования движения групп осужденных, а также «иных противоправных действий, дезорганизующих деятельность» исправительного учреждения или следственного изолятора.
Законопроект разрабатывался Минюстом совместно с правозащитниками с целью четче регламентировать полномочия сотрудников ФСИН, однако внесен он был в неизменном виде, подготовленном правительством изначально. Против этого выступили уполномоченный по правам человека в России Элла Памфилова, члены президентского Совета по правам человека. Некоторые правозащитники назвали инициативу «законом садистов». Документ также раскритиковало правовое управление Госдумы. Неопределенность норм, устанавливающих основания применения силы и спецсредств, может повлечь произвольное применение таких мер при соблюдении лишь формальных условий, обосновывающих возможность их применения, предупредили в своем заключении на проект думские юристы.
Документ был принят Госдумой в первом чтении в октябре, комитет по безопасности обещал доработать и смягчить его вместе с правозащитниками ко второму чтению. Однако в 2015 году завершить эту работу не удалось, в программе законопроектной работы думских комитетов на весеннюю сессию законопроект стоит в плане на январь.
Кому Госдума разрешила стрелять в женщин
Полиции отказали
В 2015 году в Госдуме появились две вызвавшие большой резонанс инициативы, связанные с расширением полномочий сотрудников МДВ и ФСБ. В июле группа депутатов во главе с председателем комитета по безопасности Ириной Яровой внесла в Госдуму законопроект, вызвавший спор в самом парламенте и возражения у правозащитников. Документ существенно расширяет полномочия полицейских, позволяя им, в частности, ради защиты граждан стрелять в женщин без видимых признаков беременности. Однако в осеннюю сессию резонансную инициативу так и не рассмотрели даже в комитете.
ФСБ разрешили
На той же неделе в июле сенаторы внесли законопроект, расширяющий полномочия ФСБ. Его Госдума приняла экстренно на предпоследнем заседании осенней сессии. Законопроект не обсуждался на заседаниях профильного комитета в течение сессии и не стоял в повестке заседания Думы на 22 декабря. Поправки к проекту комитет по безопасности поддержал опросным листом 21 декабря. Новые поправки депутаты поддержали без обсуждения, проголосовав за принятие документа сразу во втором и третьем чтениях.
Новеллы дали право военнослужащим органов ФСБ использовать любые подручные средства для необходимой обороны или при задержании преступника при отсутствии у них огнестрельного оружия. Кроме того, закон уполномочил их применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей в целях предотвращения терактов, освобождения заложников. Допускается применение оружия против женщин и несовершеннолетних в случае совершения ими теракта.
Хостелы не дома
В самом начале сессии группа депутатов во главе с председателем комитета по ЖКХ Галиной Хованской внесли законопроект о запрете хостелов в жилых домах. Законопроект предлагает дополнить ч.3 ст.17 Жилищного кодекса РФ, в которой говорится о запрете размещения в жилых помещениях промышленных производств, словами «а также гостиниц и иных средств размещения, оказания гостиничных услуг и иных услуг размещения». Авторы считают, что использование жилых помещений в качестве мини-гостиниц ведет к нарушению жилищных прав жителей домов, проживающих в смежных с хостелами квартирах.
Против законопроекта выступили Минкультуры, а также Общественная палата, отметившая в своем заключении, что предлагаемые изменения ухудшают положение собственников жилых помещений, противоречат законодательству, создают предпосылки для возникновения социальной напряженности.
Профильный комитет рекомендовал принять проект в первом чтении в начале октября, с тех пор его рассмотрение несколько раз переносилось. Совет Думы не решился выносить проект и на завершающую сессию заседания, планируя вернуться к нему в январе.
«Закон Ликсутова»
На январь перенесен законопроект о передаче властям Москвы полномочий по ведению дел о нарушениях ПДД, зафиксированных видеокамерами. Поправки в Кодекс об административных правонарушениях были внесены правительством в мае, их инициатором выступил глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. В результате Москве могут быть переданы полномочия по взиманию штрафов по 38 из 128 составов правонарушений в области дорожного движения.
Профильный комитет по госстроительству всю осеннюю сессию оттягивал рассмотрение этого законопроекта, несмотря на то, что первый вице-премьер Игорь Шувалов попросил в октябре премьера Дмитрия Медведева, лидера «Единой России», ускорить прохождение проекта в Думе.
«Он жестковат, понятно. У неплательщиков, которые имеют сейчас возможность штрафы не платить, такой возможности практически не будет, если у правительства Москвы появится такая компетенция», — объяснил Шувалов. Он не исключил, что эту норму можно распространить в целом по стране.
Принятию законопроекта сопротивляется первый зампредседатель профильного комитета, депутат-единоросс Вячеслав Лысаков. По его мнению, передача дополнительных функций Москве может обернуться многочисленными нарушениями закона, как это произошло при передаче столице полномочий по взиманию штрафов за неправильную парковку. Он внес альтернативный законопроект о создании единого федерального центра фиксации нарушений. Комитет, возглавляемый единороссом Владимиром Плигиным, на своем последнем заседании в декабре решил перенести рассмотрение проекта на январь. Членам комитета от оппозиционных фракций с большим трудом удалось добиться решения комитета о признании двух проектов альтернативными — в таком случае они должны рассматриваться одновременно.