Капков подвел итоги «культурной революции» в Москве
На лекцию ушедшего в отставку во вторник руководителя столичного департамента культуры Сергея Капкова «Город непохожих. Непохожие города» в Московской высшей школе социальных и экономических наук собрались около 500 человек, в основном студенты. «Меня давно позвали прочитать лекцию, но жизнь внесла свои коррективы, и я уже не министр культуры», – начал Капков. В основном он говорил о своих достижениях на посту руководителя департамента, несколько раз повторив, что он совершил «культурную революцию».
«Мы успешные, много сделали за эти 3,5 года... Я убежден, что страна производит не нефть и газ, а людей... В 2014 году культура победила диван», – рассказывал экс-министр. По его словам, за время работы его команды досуг москвичей изменился кардинально. Еще в 2012 году половина москвичей предпочитала проводить свободное время дома, а в 2014 году те же 50% уже предпочитали гулять по городу. «Москва была пассивным городом, а мы сделали «парковую революцию», – заявил Капков.
Он признался, что акции «Ночь в музее», «Ночь искусств», «Библионочь» и другие носили «пропагандистский характер». «По итогам моей отставки можно сказать, что эти акции были нужны, чтобы всколыхнуть интерес среди населения. 1,3 млн человек приняли в них участие – это все молодые люди Москвы. Люди шли увидеть своих, людям нужно это, без разницы, «Ночь музеев» это или митинг на Болотной площади», – неожиданно сравнил Капков.
Говоря о переменах в сознании москвичей, которые он, по его мнению, совершил, Капков заявил, что «культура напрямую связана с политикой». «Активные люди с деньгами захотели не только участвовать в телевизионной пропаганде, они хотят, чтобы была общечеловеческая повестка, а ее можно найти в театре. Поэтому сейчас огромный интерес к московскому театру, люди пошли туда только чтобы попытаться задуматься, как и зачем мы живем», – заметил Капков.
Заодно он раскритиковал телевидение, упрекнув «борцов за духовные скрепы». Успех последнего Дня города, считает он, не только заслуга его команды, но и «заслуга телевидения, которое кошмарило все лето людей «походом укрофашистов к Москве», – «это был праздник непослушания людей, которые хотели убедить себя на день, что все хорошо». На его словах о том, что под его руководством задачей департамента культуры стало помогать людям становиться счастливыми, аудитория зааплодировала. Лекция все больше стала походить на встречу с избирателями.
На вопрос одного из слушателей, что он считает своей самой большой неудачей за время работы в мэрии, Капков ответить затруднился.
Спросили его и о новом руководителе департамента культуры Александре Кибовском, в частности, не опасается ли Капков, что после его «революции» наступит «реакция». «Ему [Кибовскому] будет тяжело, мы с ним вчера долго общались. Работа Москомнаследия в основном разрешительно-запретительная, работа с бумагами, а тут общение с людьми, надо будет себя перестраивать. Лишь бы не было «реакции», но, думаю, ее не будет. У реакции нет шансов. Любая столица империи атаку варваров проиграет. Если регионы пойдут на Москву, то придется сдаться», – спрогнозировал Капков. На вопрос, к какому лагерю он принадлежит – «к митболам и фалафелю или к георгиевской ленточке», бывший министр сказал: «Я и по митболам и фалафелю, но и ленточку георгиевскую надену как символ».
Отвечая на вопрос, не хочет ли он стать популярным оппозиционером, Капков ответил, что нет. «Их из дома не выпускают», – намекнул он на лидера Партии прогресса Алексея Навального. «Весь мой конфликт в том, что вокруг говорят, что нужно страдать, что вокруг России все сужается. А я не хочу, чтобы мы страдали, я хочу, чтобы люди жили здесь и сейчас», – сказал экс-чиновник, вызвав очередные аплодисменты. Завершил встречу со студентами Капков снова политикой. «Показателен будет следующий год, год выборов. Я думаю, появится много крайне националистических партий из тех организаций, которые мы сегодня видим», – заявил он.
Капкова провожали долгими аплодисментами, под конец слушатели даже встали. Студенты, которых он не раз по ходу лекции называл «агентами изменений», не дали ему быстро уйти, окружив толпой и прося автограф или совместную фотографию.