Компании выведут из-под действия закона о нежелательных организациях
Профильный конституционный комитет Госдумы во вторник рассмотрит поправки ко второму чтению законопроекта о создании перечня нежелательных иностранных организаций и запрете их деятельности в России. Большинство поправок к законопроекту внес его автор — депутат-эсэр Алесандр Тарнавский. Все они носят уточняющий характер, концепции проекта не меняют, сказал он РБК. Его поправки будут приняты и действительно не меняют концепции документа, говорит собеседник РБК, близкий к руководству нижней палаты.
Но одна поправка значительно ограничит сферу действия документа, если будет принята комитетом: в перечень нежелательных предложено включать лишь «иностранные или международные неправительственные организации», а не любые зарубежные и международные организации, как предусмотрено проектом, принятым Думой в первом чтении. Таким образом, из-под действия документа будут выведены коммерческие компании: согласно определению с сайта департамента общественной информации ООН, неправительственные организации — только добровольные некоммерческие союзы граждан. То, что закон не будет распространяться на коммерческие компании, подтверждает и собеседник, близкий к руководству Госдумы.
Первоначальная формулировка проекта давала властям возможность запретить деятельность в России любых организаций, которые были бы сочтены угрожающими обороноспособности, безопасности государства, основам конституционного строя, общественному порядку, здоровью населения, нравственности и т.д. Это относилось и к коммерческим компаниям, зарегистрированным в других странах, говорили ранее собеседники РБК в Думе и подтверждал источник в профильном комитете палаты. Формулировки документа требуют корректировки ко второму чтению, говорил один из источников РБК.
Распространение действия проекта на коммерческие компании укладывалось в общую логику развития политического процесса в стране: «страна — осажденная крепость, кругом враги», говорил ранее РБК руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко. У правоохранительных органов и так достаточно рычагов, позволяющих максимально затруднить работу компаний, которые они считают нежелательными, отмечал эксперт.
В профильном комитете ни одну из поправок к законопроекту не комментируют. Один из думских собеседников РБК отмечает, что речь в законопроекте в принципе шла лишь об организациях, занятых некоммерческой деятельностью; производственные структуры — другая тема. Тарнавский говорит, что внес поправки на основании предложений экспертов и других депутатов «более жесткие и более мягкие, но близкие по духу и такие, под которыми мог бы подписаться». «Исхожу из того, что законопроект — антисанкционная мера, в нем есть политическая составляющая. Сейчас все в руках комитета и «Единой России» — что именно предлагать Госдуме и предлагать ли вообще», — сказал Тарнавский РБК.
Другие поправки к законопроекту уточняют круг лиц и ведомств, участвующих в принятии решения о признании зарубежных организаций нежелательными (генпрокурор и его заместители, а не Генпрокуратура, как предполагалось изначально). Поставщиков информации об организациях с признаками нежелательности предложено не конкретизировать — принятый в первом чтении проект предполагал, что это будут правоохранительные органы и ФСБ. Кроме того, поправки предусматривают возможность исключения организаций из перечня нежелательных и исключают административное наказание за получение денег и имущества от запрещенных организаций.
Административные наказания предложено ужесточить: штраф для граждан, участвующих в деятельности нежелательных организаций, может составить от 5 тыс. до 15 тыс. руб. вместо 10 тыс. руб., как предполагала первоначальная версия проекта; должностных лиц будут штрафовать на 20–50 тыс. руб. (сейчас штраф для организаторов — 20 тыс. руб.), юридические лица — на 50–100 тыс. руб. (первоначальная версия проекта такого не предусматривала).
Уголовная ответственность для тех, кто дважды в течение года был привлечен к административной, может быть смягчена: максимальный срок лишения свободы за руководство запрещенной организацией предложено сократить на два года — с восьми до шести лет. Наказание в виде ареста от четырех до шести месяцев ареста может быть исключено с заменой на обязательные работы сроком до 360 часов.