Фридман, Авен и РСПП попали под санкции США
Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) расширило санкционный список против россиян и российских организаций, сообщение об этом размещено на сайте подразделения.
Под ограничения попали:
- Петр Авен, акционер Альфа-банка и бывший член его совета директоров;
- Михаил Фридман, сооснователь «Альфа-Групп», акционер Альфа-банка и бывший член его совета директоров;
- Герман Хан, сооснователь «Альфа-Групп» и бывший акционер Альфа-банка;
- Алексей Кузьмичев, сооснователь «Альфа-Групп» и бывший акционер Альфа-банка;
- Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) — объединение попало в санкционные списки впервые.
Рестрикции в отношении бизнесменов введены в связи с тем, что они являются или являлись членами наблюдательного совета «Альфа-Групп». Относительно Авена также сказано, что он возглавляет правление российской страховой компании, Фридман — участвует в деятельности РСПП, Хан — руководит строительными компаниями в России, Кузьмичев — инвестиционной компанией.
Введение санкций против РСПП OFAC объяснило тем, что его структуры «способствуют импортозамещению, технологической независимости и технологическому развитию», а также связаны с предпринимаемыми в ответ на санкции мерами.
«Мы работаем как обычно, на деятельность банка это никак не влияет», — заявил в ответ на запрос РБК представитель банка.
РБК направил запрос представителю РСПП.
Авен, Фридман и Хан уже находятся под санкциями других государств и их объединений — Евросоюза, Великобритании, Канады, Кузьмичев — только под европейскими. После попадания в санкционные списки Авен и Фридман покинули совет директоров Альфа-банка, Хан и Кузьмичев вышли из состава акционеров. Избавиться от своих долей в банке планируют и Фридман с Авеном. Их доли в банке (32,9 и 12,4% акций соответственно в люксембургской ABH Holdings S.A., контролирующей Альфа-банк через еще две структуры — кипрскую ABH Financial Limited и российскую «АБ Холдинг») могут перейти другому акционеру, Андрею Косогову. Именно он, прежде владевший только 3,7% ABH, получил доли Хана и Кузьмичева (20,97 и 16,32% соответственно).
Авен и Фридман оспаривали введение санкций ЕС в отношении себя в суде. Защита Фридмана в ходе разбирательства заявила, что жизнь бизнесмена после включения в санкционные списки «была разрушена», а обвинения в том, что он является «пособником» российских властей, поддерживал военные действия на родной Украине (бизнесмен родился во Львове) и извлекал из этого выгоду, «негативно сказываются на его жизни и ни на чем не основываются».
В октябре прошлого года оппозиционер и соратник Алексея Навального Леонид Волков (внесен Минюстом в список иноагентов) направил на имя главы европейской дипломатии Жозепа Борреля письмо с просьбой снять санкции в отношении Авена, Фридмана, Кузьмичева и Хана. В марте Волков назвал это «большой политической ошибкой». После этого ему также пришлось покинуть пост главы Фонда борьбы с коррупцией (ФБК, признан иноагентом, а также экстремистской организацией и запрещен в России).