Период распада: последний декабрь Союза. 11 декабря 1991 года
Судьба соглашения о СНГ
После ратификации соглашения о создании СНГ парламентами Белоруссии и Украины позиции президента СССР Михаила Горбачева, который все еще настаивал на принятии нового союзного договора, начали стремительно слабеть.
На следующий день, 12 декабря, Борис Ельцин запланировал выступление в Верховном Совете РСФСР. Единодушная поддержка соглашения о создании СНГ в Киеве и Минске впечатлила многих, в итоге все сильнее пошли разговоры о том, что Ельцин поставит вопрос о ратификации договора прямо в день своего выступления.
Некоторые депутаты Верховного Совета в разговорах с журналистами сообщили, что вопрос о ратификации не просто будет поставлен перед депутатами, а он окажется решающим в судьбе действующего состава российского парламента: якобы Ельцин готов распустить его, если вопрос не будет решен положительно.
Встреча в Ашхабаде
Еще одно не менее важное для судьбы Содружества событие должно произойти в столице Туркменистана — там на встречу собираются представители среднеазиатских республик. Принять в ней участие должен и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Ранее глава одной из крупнейших бывших союзных республик неоднократно давал понять свое недовольство тем, что его не пригласили к обсуждению проекта соглашения о новом Содружестве. При этом в поддержку Горбачева и его проекта союзного договора он также не выступал, делая крайне аккуратные заявления о том, что должны быть рассмотрены все варианты.
Позиция республик из Средней Азии может оказаться ключевой — в случае поддержки ими идеи минских соглашений у Горбачева практически не останется никакой поддержки в республиканских центрах.
Кремль в ожидании
День в Кремле прошел спокойно — там также находились в ожидании выступления Ельцина перед российским парламентом. Параллельно Горбачев готовился к встрече с депутатами Верховного Совета СССР, которая должна была начаться в 16 часов, то есть уже после заявлений Ельцина.
«Нудный день <...> Узнав, что он (Горбачев. — РБК) завтра будет выступать на Верховном Совете [СССР], я сочинил проект из двенадцати пунктов — антиконфронтационный, с готовностью вписаться в «реальность» после Беловежской Пущи и легитимизировать ее «разрастание» за счет других. Предложил назвать страну «Евразийское Содружество Независимых Государств». Не знаю, как будет воспринято. Скорее всего, как нелояльность: сейчас от тех, кто при нем в должности, он не терпит иного мнения, тем более — позиции.
Каждый день «цепляния» за Кремль — а теперь это так именно и выглядит — отдаляет тот момент, когда история поставит Горбачева на его место — великого человека XX столетия. И не надо ему искать «работу» — он должен просто удалиться... И продолжить «традицию» всех великих и не очень — де Голля, Черчилля, Тэтчер... Правда, мы не Франция, не Англия, но пора создавать «эту модель» ухода». Анатолий Черняев, «Дневник помощника президента СССР»
С осуждением беловежских соглашений выступил Комитет конституционного надзора СССР. Этот орган был создан в 1988 году, по сути, взяв на себя функцию союзного Конституционного суда.
В заявлении комитета было сказано, что республики не имеют права решать вопросы, касающиеся прав и интересов других республик. «С этой точки зрения содержащаяся в соглашении констатация того, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», не имеет юридической силы», — говорилось в нем. Никаких последствий это заявление не имело.
Зарубежная пресса
- «Вчера в Вашингтоне директор ЦРУ Роберт Гейтс заявил, что «бывший Советский Союз» теперь «опасно нестабилен» и может этой зимой получить опыт гражданских беспорядков, более худших, чем большевистская революция 1917 года» (The Times).
- «Западные банки должны воспользоваться замешательством в Советском Союзе и занять «лидирующую позицию» в Российской республике, говорит мэр Санкт-Петербурга. «Россия сейчас является Клондайком, и западным банкам было бы хорошо занять лидирующую позицию в республике», — заявил мэр Анатолий Собчак на пресс-конференции по итогам двухдневного визита в Финляндию» (The Wall Street Journal).
- «Брестское соглашение пытается за один день добиться того, чего Европейское сообщество добивалось месяцами и годами. Оно не лучше плана, который набросали на обороте конверта. Запад прав в своем требовании большей ясности в деталях, но было бы неправильно утверждать, что сделанное славянской троицей было ошибкой. Смысл Бреста — не в формулировках, но в принципах, которые были изложены. Три крупнейшие республики бывшего Советского Союза больше не хотят центра. Эта часть не подлежит пересмотру» (The Guardian).
Другие новости
- В аэропортах по всей территории бывшего Союза не хватает топлива для самолетов. В 92 аэропортах его нет вовсе, в 28 оно вот-вот закончится. Парализовано воздушное сообщение на Украине, Кавказе, в Казахстане и на Дальнем Востоке.
- Комендантом Кремля назначен Михаил Барсуков.
- Большая почетная премия издательского дома Burda вручена Борису Ельцину за то, что он добился «серьезного политического переворота в России, СССР и коммунизме».
- Начало либерализации цен в России отложено на 2 января 1992 года, сообщил вице-премьер Егор Гайдар. Это сделано по просьбе правительств Украины и Белоруссии.
- Украина начала отгрузку продовольствия для Москвы — в российскую столицу по распоряжению Кравчука будет отправлено 52 тыс. т сахара, 1,6 тыс. т подсолнечного масла и 2 тыс. т мяса.