Невидимый друг: каким повстанцам помогает Россия в Сирии
После новогодних праздников Минобороны возобновило публикацию регулярных сводок об операции Воздушно-космических сил России в Сирии, прервавшуюся в конце декабря. Впервые военные рассказали о деталях взаимодействия с отрядами вооруженной оппозиции.
Согласно сделанному в понедельник вечером заявлению начальника Главного оперативного управления российского Генштаба генерал-лейтенанта Сергея Рудского, самолеты ВКС России нанесли десятки ударов «в интересах 11 отрядов демократической оппозиции, насчитывающих свыше семи тысяч человек». В своем выступлении Рудской назвал их «патриотическими силами, ведущими борьбу с международными силами».
На территории курдов
По данным Минобороны России, на севере Сирии при поддержке российской авиации успехов добились отряды группировки «Сирийская демократическая армия» под командованием Аймана Флят Аль-Ганима. Они развивают наступление на столицу запрещенного в России «Исламского государства» город Ракку, овладев за последние дни несколькими населенными пунктами. Кроме того, с восточной и западной стороны плотины через реку Евфрат расширили освобожденные от исламистов территории отряды «Сурейн» и «Челобия», сообщил Рудской.
Эти отряды ранее не упоминались ни на сайтах сирийской оппозиции, ни в западных СМИ. На всех картах конфликта, как составленных российскими военными, так и независимым международным экспертным центром Institute for the Study of War, на указанных территориях происходит противостояние исламистов с отрядами курдов.
Отряды «Львы Востока» и «Армия свободных племен» ранее упоминались в сирийских блогах как лояльные западной коалиции в борьбе с ИГ. Считается, что первые пользуются покровительством Саудовской Аравии, а вторые — Иордании, действуя вдоль границы Сирии с этим государством. Как и курды, эти группы практически перестали вести боевые действия против сирийской правительственной армии и сосредоточились на противостоянии исламистам.На южном направлении, по словам представителя Генштаба, при поддержке российской авиации предпринимают попытки наступления на Пальмиру отряды «Львы Востока» и «Каламун». За последние дни они продвинулись более чем на 50 километров и овладели населенными пунктами Заза, Кессара, городом Мхассе. Еще 19 авиаударов российские ВКС нанесли в интересах группировки «Джейш Ахрар Аль-Ашаир» («Армия свободных племен»), сражающейся в составе «Южного фронта» «Свободной сирийской армии». Эти отряды сейчас ведут бои с отрядами исламистов в провинции Даръа, уточнил Рудской.
Непризнанная помощь
Пока ни одна влиятельная группировка оппозиции, кроме курдов, подтвердивших ранее незначительное количество сброшенного с воздуха российского стрелкового оружия, публично не признала российскую поддержку. В декабре представители «Свободной сирийской армии» в интервью Reuters опровергали заявления российского Генштаба о помощи оппозиционерам, но тогда военные не называли конкретные группировки.
Лишь одна причисляющая себя к ССА группа в беседе с агентством признала, что «косвенно» воспользовалась последствиями российских авиаударов в ходе боя с исламистами. Арабская группировка «Джейш аль-Тувар», союзная курдам, использовала результаты российских бомбардировок к северу от Алеппо в ходе столкновений с исламистами из «Ахрара аль-Шам», в поддержке которых курды обвиняют Турцию.
При этом повстанцы отрицали любую прямую помощь от России. По словам близкого к группировке представителя «Демократических сил Сирии» Талал Салу, российские летчики нанесли свои удары без координации с повстанцами, однако в адрес боевиков уже посыпалась критика за сотрудничество с Россией. «Не было контактов, нет никакого соглашения или сотрудничества между нами и русской армией», — подчеркнул собеседник агентства.
Еще один полевой командир сирийских повстанцев Хасан-Хадж Али, выступая на митинге в Саудовской Аравии, в декабре, наоборот, заявил о недавней бомбардировке российскими самолетами одной из штаб-квартир оппозиции.
Несопоставимые усилия
Заявленные десятки ударов не превышают нескольких процентов от общего числа атакованных российской авиацией объектов. По словам генерала Рудского, всего за первые десять дней 2016 года были поражены более тысячи объектов противника. В первую очередь удары наносились по объектам инфраструктуры, добычи и переработки нефти, скоплениям военной техники и живой силы боевиков, уточнил представитель Генштаба.
По данным Минобороны, в результате в декабре 2015 года боевики были выбиты из 134 населенных пунктов, а в первые дни нового года — еще из 19. В окрестностях Алеппо удалось расширить зону безопасности вокруг освобожденного в ноябре аэродрома Квайрес.
Заявления о поддержке с воздуха сирийской оппозиции — непонятный политический жест, далекий от реальной военной ситуации, считает военный эксперт Александр Храмчихин. «Если бы мы поддерживали сразу и Асада, и его противников, это было бы похоже на шизофрению», — говорит эксперт. По его мнению, речь идет прежде всего о поддержке заклятых врагов Турции — курдов, давно сражающихся за собственную автономию и ставших третьей силой в конфликте, а также отдельных племен, не представляющих серьезной военной и политической силы.
В рядах самой оппозиции на фоне успехов правительственной армии «продолжается разброд и шатание», так как единой точки зрения на тему таких переговоров до сих пор нет, отмечает военный эксперт Борис Рожин. Пользуясь возникшей неопределенностью, ВКС России продолжают наносить удары в том числе и по прозападной оппозиции, ослабляя ее. В случае срыва политического диалога Асад принципиально ничего не теряет и может продолжать гнуть прежнюю линию, резюмирует эксперт.